Мэр Нью-Йорка Билл де Блазио — ярый социалист: жителям уже обещают бесплатную медстраховку, оплачиваемый отпуск для всех трудящихся и бесплатные детские сады. Такой подход поддерживают многие избиратели, но в правящей верхушке есть те, кого эта тенденция настораживает. Как в одном из главных мегаполисов мира пытаются построить справедливое общество, изучил корреспондент RTVI Гарри Княгницкий.

Если в XV веке столицей мира был Рим, то в XXI это Нью-Йорк. Здесь, в двухуровневой квартире у Центрального парка, бизнесмен Лев Гржонко показывает свои библиографические сокровища. Стоимость не называет: деньги любят тишину, особенно в нынешнее неспокойное время.

Когда Гржонко только начинал на Уолл-Стрит, он был убежденным демократом. Сейчас, когда разбогател на стартапах в области медицинских технологий, стал центристом. Бизнесмен уверен, демократы «полевели» и почти превратились в социалистов.

Лев Гржонко, предприниматель: «Вы не боитесь, что придет социализм, и у вас все заберут? Я думаю, что риск такой есть. Сейчас произошел некий поворот в Демократической партии. Конечно, очень опасный поворот против биржи. Это компании, где работают миллионы американских рабочих. Акции этих компаний держат пенсионные фонды».

Самый неблагополучный район Нью-Йорка — Бронкс. Здесь как нигде много социального жилья: в этих квартирах живут люди, которые зарабатывают недостаточно, чтобы платить за аренду. Им в этом помогают городские власти. Нью-Йорк стал первым американским городом, где запустили такую программу. На попечении мэрии — почти полмиллиона человек.

соц бронх.jpg

Социальное жилье в Бронксе, Нью-Йорк

Житель Бронкса Андре показывает дом, которому около 60 лет и который давно не ремонтировали. Запах мочи в подъезде уже мало кого смущает — привыкли.

Андре, житель Бронкса: «Моя мама живет в социальном доме уже 57 лет. Родился я не там, но вырос там. И это место похоже на кусок дерьма. За этими домами никто не смотрит».

В квартирах нет отопления. А на улице -14, которые ощущаются как все -26.

Бритни Вивера, жительница Бронкса: «Моя бабушка очень больна. Ей нельзя находиться в таком холоде. Все, что мы просим, — это тепло и горячая вода. У нас трое замерзающих стариков в комнате. Мы спим в одежде и ставим повсюду обогреватели».

Бритни мечтает уехать из Бронкса, а для этого надо закончить колледж и получить хорошую работу. Но на обучение денег нет. Сосед Бритни Фрилин Бади брал кредит на обучение, год отучился в колледже, параллельно работал. Потом Фрилин поранил кисть, много пропустил и не сдал экзамены. А чтобы восстановиться в колледже, нужно вернуть кредит.

Фрилин Бади, житель Бронкса: «Мне кажется, республиканцам все равно, что будет с такими, как я. С бедными, со средним классом. Демократы о нас больше заботятся, а республиканцев волнуют только богатые».

Республиканцы и многие демократы вообще не сомневаются в том, что так называемые «проджекты» — грандиозная ошибка. Объединить в многоквартирном доме всех бедных, несчастных, безработных, наркоманов — лучший способ повысить уровень криминала в округе. Именно из-за пугающих коричневых «коробок», которых в городе множество, в 70-е годы прошлого века случился исход в пригороды. Власти в такие районы, кажется, не совались: там сформировались свои законы, с которым до сих пор никто не решается спорить.

А еще республиканцев беспокоит, что университеты стали рассадником либерализма. Таксист из Бруклина Ефим Биндер винит во всем преподавателей.

Ефим Биндер, водитель такси: «Наши дети растут с идеями социализма: как говорило когда-то советское правительство, — вам не надо ни о чем думать. Точно так сейчас говорят профессора в Америке: правительство обо всем позаботится».

Профессор Колумбийского университета Светлана Комиссарук утверждает, что ничего такого преподаватели не говорят: наставники просто ведут свои предметы, а в общественную жизнь подопечных не вмешиваются. Студенты в основном верят в левые идеи, но они изначально поступают в университеты со сформировавшимися либеральными взглядами.

Светлана Комиссарук, психолог, профессор Колумбийского университета: «Я нашла исследование, где написано, что следили за политическими взглядами студентов до и после поступления в университет и после выпуска. Никто свои политические взгляды не меняет».

Молодым свойственно стремление изменить мир в соответствии со своими представлениями о справедливости. И эти представления не всегда либеральные. По университетским коридорам какие только призраки не бродят: у коммунизма тут масса конкурентов.

На первой полосе студенческой многотиражки лицо Александрии Окасио-Кортес — конгрессвумен от Нью-Йоркских Квинса и Бронкса, социалистки, которая обещала бороться за самых бедных.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Законопроект сенатора и социалиста по убеждениям Берни Сандерса о бесплатном здравоохранении для всех приводит консерваторов в бешенство: это больше 30 триллионов долларов за десять лет. Где взять такие деньги, непонятно. Но смотря на мировой опыт, опасаются, как бы не вышло, как в Венесуэле или на Кубе.

Шон Хэннити, ведущий Fox News: «Посмотрите на народ Венесуэлы. Он заплатил за это свою цену. Однажды у них ввели всеобщее бесплатное образование, медицину и практически все. И что вышло вместо этого? Смерть, разрушение и хаос».

Хосе Гульвар, житель Бронкса: «Я приехал с Кубы. Я знаю, что такое коммунизм. Как это было в Европе, в той же Польше, я все про это знаю. Я десять лет жил при Кастро. Социализм — это катастрофа, он не работает, это тупиковая система».

блазио.jpg

Билл де Блазио, мэр Нью-Йорка Фотография:
World Economic Forum / Flickr

На самом деле в одном отдельно взятом Нью-Йорке действует масса программ вполне социалистического толка: например, мэр Билл де Блазио уже анонсировал всеобщую бесплатную медстраховку и две недели оплачиваемого отпуска для всех трудящихся. Детей можно бесплатно отдавать в подготовительную группу детского сада, государственные школы — само собой, принимают всех желающих по месту жительства. Даже установлена минимальная зарплата $15 в час. Музей Метрополитен уже не берет деньги за вход с местных. Но Александрия Окасио-Кортес пошла еще дальше и предложила брать дополнительный налог с богатых в пользу бедных: зарабатываешь больше $10 млн в год, — тогда отдавай 70% с суммы, превышающей эти самые $10 млн.

Мартин Дэвис, предприниматель: «Многие из тех, кто делает больше $10 млн, связаны с хедж-фондами, которые не платят федеральный налог на прибыль по той ставке, по которой это делают все остальные. У них налоговая ставка меньше, чем у их секретарей. От них не сильно убудет, если они будут платит налог на доходы свыше $10 млн».

По мнению Мартина, сколько в Нью-Йорке ни повышай налоги, бизнес никуда не сбежит, зато в городе будут мир и спокойствие. При этом он не хочет, чтобы было, как в Венесуэле или как на Кубе. Мартин хочет, чтобы было, как в Дании, Норвегии или Швеции: так называемая скандинавская модель капитализма с высокой социальной ответственностью вполне может прижиться в Америке.

bernie.jpg

Берни Сандерс, сенатор Фотография:
Gage Skidmore / Flickr

Это именно то, что и предлагает Берни Сандерс — крестный отец нового поколения американских демократов, которых консерваторы записали в радикал-социалисты. Но судя по тому социальному эксперименту, который давно пытаются поставить в Нью-Йорке, существующие модели не идеальны. Пропасть между богатыми и бедными сохраняется, и это особенно заметно в столице мира, городе контрастов.