Фильмом открытия ММКФ стало «Сердце Пармы» — экранизация одноименного романа, снятая режиссером Антоном Мегердичевым («Движение вверх», «Метро»). Зрители фестиваля увидели его за месяц до выхода в прокат. Российские кинотеатры связывают с этой картиной не просто большие, а основные надежды. RTVI посмотрел фильм и поговорил с его создателями.
«Сердце Пармы» — вероятно, самая известная книга так называемого «эпического» цикла книг Алексея Иванова (куда также входят «Золото Бунта», «Псоглавцы», «Тобол»). Исторические книги одного из самых известных российских писателей экранизируются не менее активно, чем его книги о современной эпохе: многосерийный «Пищеблок» может соперничать с полнометражным «Тоболом» (также выходил в виде мини-сериала), а картина «Общага» (по «Общаге-на-Крови») Романа Васьянова может задать планку «Псоглавцам», находящимся сейчас в процессе съемок.
Сценарий «Сердца Пармы» начинал писать Сергей Бодров-старший, в нынешний вид его приводил Илья Тилькин («Тихий Дон», «Годунов») при участии Ксении Датновой. По сюжету князь Михаил (Александр Кузнецов) после очередного набега мансийских племен, в котором гибнет его отец Ермолай, занимает княжеский престол. На него сваливаются все проблемы властителя, прежде всего со сборами податей, и усобицы — нужно договариваться с местными племенами, и отражать их набеги. Михаил пытается быть дипломатом и решать вопросы политически, но обстановка не для переговоров — вежливость и уважение большинство оппонентов принимает за слабость, так что приходится показывать характер. Причем не только чужим, но и своим — тем более, что в жены он взял себе некрещеную пермскую девушку Тиче (в романе Тичерть — блестящий дебют Елены Ермаковой, актрисы из Улан-Удэ), умеющую превращаться в рысь. В заботах ему помогает воевода Полюд (Сергей Пускепалис). Но если с местными врагами и союзниками князь так или иначе справляется, то вот от предложений Ивана III из Москвы отказаться, оказывается, невозможно.
«Каждый год для открытия Московского международного кинофестиваля выбирается самая „большая“ на данный момент картина, — рассказал RTVI глава отборочного комитета Иван Кудрявцев. — „Сердце Пармы“ можно смело назвать самый масштабным проектом нынешней исторической эпохи». И это правда так — картина выглядит масштабнее и убедительнее пятилетней давности «Викинга» о князе-крестителе Владимире — предыдущей попытке создать в кино «настоящий русский эпос».
После ухода из России основных мейджоров с их блокбастерами, кормившими кинопрокат, вся надежда у владельцев кинотеатров на национальный продукт, и «Сердце Пармы» в текущем году станет самым большим релизом в этой нише. «Самым большим успехом пользуются картины об исторических свершениях — то есть о том, чем мы можем гордиться как нация», — рассказывал в программе «Хроники нового мира» на RTVI гендиректор Объединенной киносети «Формула кино» и «Синема парк» Алексей Васясин. По его словам, прокатчики уже видели картину и связывают с ней большие надежды.
Аналогичные ожидания и у продюсеров картины Дарьи Лавровой и Игоря Толстунова. «Мы тоже связываем с этой картиной большие надежды на спасение, — сказал Толстунов корреспонденту RTVI. — Прежде всего потому, что мы достаточно серьезно вложились в эту картину». По его словам, государство в лице Фонда кино профинансировало чуть более трети расходов на производство картины, остальные деньги продюсеры вложили в картину сами.
При этом эпос у Антона Мегердичева получился совсем не комплементарным по отношению к «национальной гордости великороссов» и всесильному великому князю — вместо этого он выбрал почти буквальное следование букве романа, в котором отнюдь не прославляются действия Москвы, подчиняющей себе дикие племена Северного Урала. Процесс интеграции пермских земель в будущую Российскую Империю показан эпично и кроваво, а московский князь (небольшая, но эффектная роль Федора Бондарчука) изображен жестоким деспотом.
Картина была закончена задолго до начала боевых действий на Украине. Отсылки к современности ни режиссер, ни продюсер специально не предусматривали — они, как полагают создатели, и так там были. «Мы четко следовали букве и духу романа, которому в этом году исполнится 20 лет и который заслуженно считается современной классикой, — рассказала RTVI Дарья Лаврова. — А классикой ту или иную литературу делает как раз актуальность в любой современности».
«Эта картина — о том, как проходило становление российского государства. Мы не ставили себе задачи проводить нарочитые параллели с современностью, а снимали кино о столкновении двух моделей власти — условно-демократической и тоталитарно, — продолжает мысль продюсера Антон Мегердичев. —И хотели, чтобы зритель сам подумал о том, есть ли в этом столкновении ответ на вопрос о природе власти. И если вы после сеанса об этом задумались, значит, мы попали в точку».
Торжественное открытие 44-го Московского международного кинофестиваля пройдет вечером 26 августа в кинотеатре «Россия» на Пушкинской площади. Показы ММКФ продолжатся до 2 сентября, когда будут вручены золотые и серебряные «Святые Георгии», а также призы новой конкурсной программы «Русские премьеры». Фильмом закрытия киносмотра станет «Решение уйти» знаменитого корейского режиссера Пак Чхан Ука («Олдбой»).