На этой неделе на Ближнем Востоке вновь заговорили о войне. В понедельник ливанские военные заявили о вторжении двух израильских беспилотников в воздушное пространство страны. Один из них взорвался, а второй упал недалеко от информационного центра движения «Хезболла» в Бейруте. Лидер «Хезболлы» Хасан Насралла тут же выступил с телеобращением и пообещал ответить на атаку. Президент Ливана Мишель Аун сравнил атаку израильских беспилотников на Бейрут с объявлением войны. Но в Иерусалиме ответили, что дроны — не израильские, а иранские. Подробности — в материале корреспондента RTVI в Израиле Бориса Штерна.

Южный Бейрут стал эпицентром кризиса между Ливаном и Израилем. 25 августа два дрона взорвались в пределах жилого квартала Дахия. По мнению ливанцев, это были израильские дроны.

Этот район города находится под контролем «партии Аллаха» — «Хезболлы». Ее лидеры обещали безопасность тем, кто там живет. Но что-то явно не рассчитали. Глава движения Хасан Насралла считает чудом, что обошлось без жертв, и уже грозится отомстить.

Хасан Насралла

Хасан Насралла Фотография: Hussein Malla / AP

Хасан Насралла, лидер «Хезболлы»: «Это нельзя оставлять безнаказанным, в противном случае это приведет к повторению иракского сценария в Ливане. Ливан больше не может уповать на защиту международного права и резолюции Совбеза ООН и теперь перейдет к активным действиям».

На трассе недалеко от города Кирьят-Шмона стоят танки. Так серьезно на этой границе уже давно не реагировали на обвинения в проведении тех или иных операций на территории Ливана или Сирии. На север стянуты дополнительные подразделения ЦАХАЛ и развернуты батареи системы «Железный купол». Там уже все слышали о том, что Насралла обещал отомстить.

Алан Брассел, турист из Иерусалима: «Я слышал в новостях, что Насралла нам угрожает».

Алан приехал на север, чтобы провести отпуск с семьей. Ситуация ухудшалась уже несколько недель подряд, но семья Брассел поездку не отменила.

Алан Брассел, турист из Иерусалима: «Мы верим в израильскую армию. Мы считаем, что надо жить нормальной жизнью и не подстраиваться под угрозы Насраллы».

Через несколько часов после инцидента президент Ливана подал жалобу генеральному секретарю ООН. В Израиле свою причастность к атаке не подтверждают и считают, что беспилотники были иранские. На иранское происхождение аппаратов указывают и опрошенные RTVI военные эксперты.

Шломи Адар, специалист по международной безопасности и борьбе с террором: «Никто не знает, что там произошло. „Хезболла‟ — сомнительный источник. И сами дроны, по опубликованным фото, — это не израильские дроны».

От центра Израиля до сектора Газа примерно 70 км. Там ХАМАС, который действует на прямом иранском финансировании. До северной границы с Ливаном и Сирией, где опять же Иран платит «Хезболле» и строит военные базы, — не больше 200 км. Плюс ячейки ХАМАС в Иудее и Самарии. Ближе Ирана опасности для Израиля нет.

Чем ближе иранские силы к границам страны, тем активнее израильская армия действует на территории Ливана. И не только Ливана.

солдаты

Израильские танки на Израильско-ливанской границе Фотография: Ariel Schalit / AP

25 августа, почти параллельно с инцидентом в Бейруте, ЦАХАЛ разбомбил аэродром для иранских дронов в пригороде Дамаска, после чего официально взял на себя ответственность за операцию в Сирии. Иранские инструкторы были уничтожены в момент запуска беспилотников в направлении Израиля.

Шломи Адар, специалист по международной безопасности и борьбе с террором: «Иран — проблема не только израильская. Он проблема и для саудитов, для Йемена, и даже для Египта и Иордании».

Шломи Адар — бывший сотрудник спецслужб. Сейчас он не уверен, что война начнется в ближайшие дни. Но в экспертном сообществе знают точно, что все региональные ниши в противостоянии с Израилем заняты Ираном.

Шломи Адар, специалист по международной безопасности и борьбе с террором: «Не думаю, что мы на грани прямого конфликта с Ираном, но мы в состоянии прямого конфликта с теми, кого он финансирует. „Хезболлой‟, ХАМАС, группировками в Сирии. Иран ввел новую норму в регионе. Эту норму раньше диктовал ИГИЛ (организация запрещена в России — прим. RTVI). Их цель — это агрессивное продвижение ислама и распространение своих ценностей. Это их философия».

По версии, которую опубликовала газета Times — ее условно можно назвать версией Запада, — беспилотники в Бейруте все же были израильские, а их целью в ливанской столице стала лаборатория по модернизации иранских ракет. Впрочем, эксперты в Израиле настаивают: таких беспилотников на вооружении у ЦАХАЛ нет.

Как бы то ни было, дальнейшее обострение на границе с Ливаном в Израиле не исключает, пожалуй, никто. Опасность понимают и жители севера, которые получили экстренное оповещение от ЦАХАЛ после того, как гражданским автомобилям закрыли приграничные дороги и предупредили о возможных инцидентах.

Янив Эльхадив, житель севера Израиля: «Я живу прямо у разделительного забора, но я родился здесь, живу и не знаю другой жизни. Я не могу сказать, что боюсь их, но они постоянно провоцируют нас: приходят и трясут разделительный забор, режут его, проверяют на прочность. Они постоянно настороже, поэтому у нас всегда, даже когда мы спим, одно ухо слышит, а один глаз видит»