20 апреля стоимость майских фьючерсов американского сорта нефти WTI упала до -$37 за баррель, то есть продавцы стали доплачивать покупателям. Такая ситуация оказалась неожиданной для частных инвесторов, которые не смогли сбросить контракты из-за приостановки торгов на Московской бирже. В результате у них образовались долги в миллионы рублей. Всего пострадали больше 700 инвесторов. Подробнее об этой истории — в материале RTVI.
Что произошло?
Причиной апрельского «черного понедельника» стала паника из-за нехватки свободного места в нефтехранилищах, на которую наложилось истечение контрактов на майские поставки. Другими словами, инвесторы отказывались покупать нефть, так как ее негде было хранить.
Вечером 20 апреля Мосбиржа приостановила все торги фьючерсами WTI на отметке $8,84 за баррель. При этом инвесторы ничего не могли сделать с уже купленными контрактами. Ночью 21 апреля Мосбиржа объявила, что новая цена, которая определяется Нью-йоркской товарной биржой (NYMEX), составляет –$37,63.
Потери инвесторов на Мосбирже, по разным подсчетам, могут составить больше 1 млрд рублей. Среди пострадавших можно выделить две группы: брокеров, которые совершали все операции на рынке от лица клиентов, и частных покупателей. Если в первом случае брокеры оказались должны клиентам, то во втором — сами инвесторы задолжали брокерам, у которых они покупали фьючерсы на нефть.
Житель Саратова Павел Энговатов, играющий на бирже с 2003 года, рассказал RTVI, что на его счету было 300 тысяч рублей, а после пересчета он должен брокеру 4,4 млн рублей. Он собирается подавать на банкротство. В подобной ситуации оказались и другие инвесторы, с которыми пообщался РБК. Кто-то потерял на торгах 600 тысяч рублей, а кто-то 2,7 млн рублей. При этом брокеры начисляют проценты на сумму долга.
«Я чуть было не оборвал свою жизнь. К сожалению, у меня нет имущества для погашения 2,1 млн рублей долга. Ситуация для меня сравнительна принудительной ипотеке <…> И если не будет пересмотра условий торгов и долг сохранится, я потеряю все: имущество, семью, понимание родственников», — рассказал один из инвесторов.
Почему нельзя было продать фьючерсы?
Формально Мосбиржа все сделала по правилам, так как цены на рублевые фьючерсы WTI являются «зеркалами» контрактов на NYMEX. Производными от них можно торговать на биржах всего мира и не создавать собственные фьючерсы.
По словам биржевого консультанта Ильи Коровина, Мосбиржа могла отступить от собственных правил с помощью особого регламента «в случае нестандартных рыночных ситуаций», но не сделала этого.
В блоге Fedotov Journal указывается, что отрицательные показатели не прописаны в регламенте в качестве нестандартной ситуации, с помощью которой можно изменить цену истечения контракта (экспирации). Однако в «правилах клиринга на срочном рынке» говорится, что Мосбиржа может раздвинуть планку, чтобы не закрывать торги.
Кроме того, инвесторы обвиняют Мосбиржу в том, что она ничего не сделала, чтобы предупредить возможные риски, хотя так еще 15 апреля поступил оператор биржи Чикагской товарной биржи (CME), где тоже торгуется WTI. Они также отмечают, что площадка могла не закрывать торги и дать возможность людям продать активы хотя бы не по минусовой цене. Еще одна особенность Мосбиржи — ее система просто не позволяла выставить отрицательную цену на актив и торговать им.
23 апреля стало известно, что биржа не будет пересчитывать цену экспирации для клиентов.
Инвесторы готовят иски
24 апреля представители юридической компании Milton Legal заявили, что готовят коллективный иск к площадке. К нему собираются присоединится больше 150 человек. Фирма оценивает сумму ущерба в 230 млн рублей. Пострадавшие уже обратились к Мосбирже и Центральному Банку за разъяснениями.
Тем временем Национальная ассоциация участников фондового рынка обратилась к Мосбирже с предложением предоставить участникам возможность продолжать торговлю при минусовых ценах.