Латвийский историк Влад Богов, специалист по истории Риги в период Второй мировой войны, написал книгу «Саласпилс. Забытая история». Это исследование посвящено одной из самых страшных страниц в истории человечества — лагерю Куртенгоф, который во всём мире знают, как Саласпилс — концлагерь, где дети в возрасте до 6 лет содержались в том числе для медицинских опытов. Изучив уникальные документы, Богов установил точные места массовых захоронений. В интервью RTVI он рассказал, почему сейчас там заросли кустарника, кто ответил за военные преступления и кому сейчас нужно исследование Саласпилса.

Саласпилс — нацистский концлагерь, который был построен заключенными евреями в 18 километрах от Риги, рядом с городом Саласпилс. Существовал с октября 1941 года до конца лета 1944 года. Согласно показаниями Фридриха Еккельна, руководившего уничтожением евреев в Прибалтике, в этом лагере было убито до 87 тысяч евреев из других стран. Также в лагерь попадали цыгане, антифашисты, военнопленные. В марте 1943 в лагерь начали помещать крестьян, женщин и детей, вывезенных из сёл Белоруссии, Псковской и Ленинградской областей. Ослабевших детей расстреливали, здоровых продавали на местные хуторы или проводили над ними медицинские опыты. Чрезвычайная республиканская комиссия Латвийской ССР в 1945 году заявляла, что через концлагерь Саласпилс прошло 12 тысяч советских детей. В уголовном деле Еккельна указана цифра в 35 тысяч детей. На сегодняшний день не найдено документов, которые с абсолютной точностью позволяли бы обосновать окончательные цифры погибших и прошедших через этот лагерь.

Вы закончили книгу. Чем она уникальна и, чем она отличается от тех, что выходили во времена СССР?

Влад Богов с пилотным экземпляром книги

Влад Богов с пилотным экземпляром книги о концлагере Фотография: Влад Богов

В Советском союзе не было ни одного научного исследования по теме концлагеря в Саласпилсе. В 1964 году была издана единственная книга воспоминаний бывших узников «Быль о Саласпилсе». И всё. Только публикации в газетах с обрывочными воспоминаниями. Сегодня мы страдаем от этого недостатка информации. Ведь тогда можно было опросить узников и изучить место, сейчас оно совсем по другому выглядит. Но, что есть, то есть…

Эта книга итог 10 лет работы. Все эти годы я по крупицам собирал материалы об этом месте. Собрал всё, что можно было, и фото, и документы из пяти архивов: Латвийского государственного исторического архива, Федерального архива Германии, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного военного архива и немецкого архива Арользена.

Найденные фотографии уникальны сами по себе, их не так много. Используя современные технологии, я придал им цвет. Сегодня, глядя на старые фотографии, можно заглянуть в прошлое и увидеть, что происходило в тот момент глазами фотографа. Я уверен, что обнаружил далеко не все документы, только ключевые.

Что ещё важно в этой книге. В 2017 году я начал собирать информацию о всех узниках, которые через него прошли. Даже если узник был там один день, я вносил его в базу данных. За эти годы удалось собрать список из 6400 человек. Большую часть имён узников удалось узнать из Латвийского архива. В книге я публикую только имена, год рождения и место проживания. Но данных в базе немного больше. Если у кого-то есть интерес получить всю информацию об узнике, я готов предоставить ее. Когда мне удавалось находить фотографии узников, я подшивал их в базу. Фотография сразу оживляет текст, чтобы это не было просто имя и фамилия.

А где вы брали фотографии узников, разве сохранился архив лагеря?

Нет, к сожалению, архив лагеря был сожжён в сентябре 1944 года. Это уже поздние фотографии узников, когда они вышли на свободу. Я собрал их в печатной прессе и в интернете, уже в наше время.

Что из этой 10-летней работы вам, как историку, показалось наиболее интересным, может быть шокирующим?

Меня удивляет подход к изучению этой проблемы в советское время, когда всё было закрыто и не изучалось. Я, конечно, понимаю, все данные содержались в архивах с грифом секретно и были рассекречены только в 1985 году. Но, тем не менее, могли же дать доступ каким-то исключительным историкам, чтобы хотя бы обозначить захоронения лагеря. Они на сегодняшний день даже не обозначены.

И никто до сих пор не попытался установить мемориал на месте захоронений? Проблема в финансировании? Или есть какое-то политическое противодействие?

В 1960 году ЦК КП Латвийской ССР объявил конкурс на увековечивание жертв лагеря в Саласпилсе, в результате которого появился сегодняшний мемориал. Он находится в трёхстах метрах от захоронений. В техзадании не указывалось на необходимость обозначения непосредственно могил. Это сегодня приводит к разным негативным последствиям, в частности, оппонентам и критикам легко указать на факт того, что раз нет могил то и, соответственно, нет жертв. Чего, собственно, и добивались нацисты уничтожением могил, перед отходом в Германию. На сегодняшний день попыток увековечить захоронения не осуществлялось, поскольку не было возможности их обозначить из-за отсутствия документальных подтверждений их точного нахождения. Не так давно мне удалось найти в архиве Арользена точную схему массовых захоронений Саласпилса. Если у меня раньше был общий план захоронений, то есть, где-то тут на территории могила. Где она находится? Неизвестно. Теперь у нас есть документальное подтверждение.

После этой находки мы, в конце сентября этого года, провели субботник, обозначили некоторые захоронения колышками с лентой. Весной планируем обозначить другие, но пока нет технических средств, там довольно большие расстояния, чтобы точно всё измерить, одной рулетки мало, нужны геодезические приборы и специалист, который умеет ими пользоваться.

Что сейчас из себя представляет место захоронений?

Сожженный концлагерь

Сожженный концлагерь Фотография: Латвийский государственный исторический архив

Сейчас там лес. На Саласпилсском мемориале поддерживают порядок. А вот на месте захоронения жертв концлагеря — растут кусты. Это большой упрёк советской власти. В лагере было много жертв, советская комиссия, расследовавшая нацистские преступления, писала о 53 тысячах погибших, при этом не удосужилась обозначить ни одного места захоронения. Я не говорю о памятнике, хотя бы знак поставили. Провели эксгумацию в 1945 году и на этом всё. Фотографии с эксгумации я привожу в книге.

Раскопано было 54 могилы, в них нашли — 638 тел. Из них — 632 детских трупа. Отчет комиссии позволяет нам вести полемику с оппозиционными коллегами, которые утверждают, в частности, что детей в лагере погибло меньше. В книге фрагменты этих документов есть, ранее они не публиковались. Хотя, я обратил внимание на отметки, его очень часто в архиве читали, но никто не публиковал, хотя там довольно тщательная была проведена эксгумация и описание захоронений.

632 детских трупа — это только найденные останки? Где они перезахоронены?

632 детских трупа — то, что удалось обнаружить в ходе расследования Чрезвычайной комиссии. Основная проблема захоронений — они в своем большинстве были уничтожены нацистами перед приходом Красной Армии. Членами комиссии были обнаружены места сожжения трупов общей площадью более 650 кв. м. Захоронения погибших в лагере велись на протяжении 42-43-44 годов, и многие могилы так и не были найдены во время следственных действий. Чрезвычайная комиссия при помощи свидетелей обнаружила семь больших захоронений вокруг лагеря. Сегодня есть указания на точные места этих могил. Основной вопрос: что произошло с эксгумированными телами. На сегодня неясно, остались ли тела в этих могилах или они были перезахоронены в другом месте. Чтобы это выяснить, необходимо провести следственные действия и вскрытие могил. Но пока что мы не уверены в необходимости и целесообразности таких действий.

В 2009 году, когда мы начали проводить субботники на Старом Гарнизонном кладбище, где хоронили жертв концлагеря, буквально на поверхности мы нашли останки восьми человек. На них были фрагменты одежды. У двух из них в черепах были пулевые отверстия.

Сзади, спереди?

Спереди.

Что мешало Советской власти и что мешает нынешним властям увековечить эту страшную трагедию?

Сложно сказать, по какой причине советская власть не обозначила сами могилы на местности. Сегодняшняя власть к этому вопросу не проявляла и не проявляет никакого интереса и, скорее, даже отрицает трагедию жертв Саласпилса ввиду отсутствия их «научного обоснования». Современный политический дискурс официальной Латвии состоит в отрицании всех следственных действий Чрезвычайной комиссии и непризнании их документов.

Вы сказали, что нашли новую схему захоронений, чем она отличается от старой советской?

карта

Советская схема захоронений, найденная в немецком архиве Арольсена Фотография: Bundesarchiv / Arolsen archiv

Общая схема лагеря была опубликована в книге «Лагерь смерти Саласпилс» (1964), там обозначено общее захоронение с указанием его размера. Но масштаб схемы был такой мелкий, что, придя на местность, найти захоронения невозможно. В новой схеме (она, не немецкая, а советская, просто я ее нашел в немецком архиве) всё обозначено с точностью до метра. Самое крупное захоронение имеет масштаб 3х10 метров, другое поменьше — 2,5х8 метров, еще несколько по 4 метра…

Захоронений на новой карте больше или меньше?

На старой схеме не обозначены места сожжения тел, хотя они довольно большие. На новой карте они есть, и да, на ней на одно захоронение больше. Место сожжения меня больше всего впечатлило — это выжженное поле размером 25х27 метров. Как пишет комиссия, земля была прожжена в этом месте на метр в глубину. Метр пепла было… Нам ещё предстоит отметить это поле на местности.

В фейсбуке вы писали о своей работе на протяжении этих лет. К вам уже обращались родственники жертв Саласпилса?

Да, конечно, обычно обращаются в поисках родственников. Последний запрос был на днях, человек искал родственника, я дал ему данные, оказалось, что у него через лагерь прошло около десяти родственников.

Расскажите, дети из каких республик и регионов СССР были в лагере, какого возраста? Кто-то из палачей Саласпилса понёс наказание?

Согласно архивным документам, узников в Саласпилс доставляли из многих регионов РСФСР (Ленинградской, Калининской, Псковской, Новогородской и других областей), из Белорусской ССР, из восточных регионов Латвийской ССР. Согласно исследованию, возраст детей-узников, прошедших через лагерь в Саласпилсе, составлял от 0 до 17 лет.

Охранял лагерь латышский отряд СД старшего лейтенанта Конрада Калейса. Калейс был командиром подразделения внешней охраны в лагере Саласпилс и его рабочем отделении Сауриеши. Калейс после войны скрывался в Австралии. После его обнаружения в конце 1990-х был депортирован в Латвию, где был привлечен к суду. Однако дело искусственно затягивалось, и в результате Калейс так и не был осужден за военные преступления и умер в 2001 году.

Обергруппенфюрер СС Фридрих Еккельн, руководивший уничтожением евреев в Прибалтике, Белоруссии и Украине, был повешен в 1946 году в Риге после судебного процесса.

Власти России, Беларуси, Германии, Израиля, соответствующие дипмиссии проявляли за все время интерес к захоронениям, мемориалу?

В 2019 году по моей инициативе посольство России в Латвии установило на Гарнизонном кладбище в Саласпилсе две гранитные плиты в память о жертвах Саласпилса и воинам русской императорской армии. Кроме дипломатов из России, мемориал в Саласпилсе посещают представители дипмиссий Белоруссии и Азербайджана. До 2014 года на мероприятиях присутствовали официальные представители Украины. Представители Германии и Израиля игнорируют приглашения на официальные мероприятия в Саласпилсе.

Некоторые историки пытаются доказать, что Саласпилсский концентрационный ­лагерь не был «лагерем смерти», что он не был даже концлагерем, а был трудовым лагерем.

Латвия официально придерживается позиции, что он был исправительно-трудовым лагерем. Он действительно был таковым, это подтверждают документы, которые я, в частности, нашел в германском архиве. Это телефонограмма из Берлина в службу СД Латвии, где они разъясняют статус лагеря. Я объясню, почему тогда это было важно: руководство СД было заинтересовано, чтобы он не менял своего статуса на концентрационный. Узники работали бесплатно, тем не менее, предприятия, на которых они работали — выплачивали рабовладельцам деньги. Хотя, де-факто, он исполнял функции концентрационного. Туда свозили огромное количество населения из советского союза, затем оно перераспределялось дальше по рабочим местам. Когда узники писали письма родным на волю, они так и писали — концентрационный лагерь.

А сейчас какой смысл скрывать его сущность и называть трудовым?

Логику сложно объяснить. Да и не нужно. Всем понятно, что лагерь Саласпилс — место где людей били, унижали и убивали не за что. Это место военного преступления.

Последнее, что я видел на тему Саласпилса, это жёлтая телепередача, где трагедию превратили в фарс, рассказывая, что концлагерь мистическое место, где выкачивали кровь у детей. Вы, как человек погруженный в тему, расскажите, что говорят нам документы?

Это один из самых больных вопросов, по которому больше всего неясностей, поэтому спекулировать можно как угодно. Некоторые пишут, что «кровь выкачивали», что «до 3,5 тонн крови было взято». Это ахинея, не поддающаяся никакой логике. Достаточно напомнить, что тогда не было технологий по хранению крови, чтобы ее перевозить.

Но тем не менее факт забора крови в документах есть. Когда в апреле 1945 года Чрезвычайная республиканская комиссия проводила расследование нацистских преступлений, следователи опросили медиков и узников, они рассказали, что действительно проходили эксперименты по забору крови. Сейчас и этим пользуются такие вот любители сверхъестественных ужасов.

Мы с моими коллегами из Москвы занимались этой проблемой и искали аналогичные случаи в других нацистских лагерях. Сейчас мы придерживаемся мнения, что забор крови был, отрицать это нельзя. На территории лагеря была большая кирпичная больница на 120 мест, бывший военно-полевой госпиталь. До сих пор можно найти её руины. До сих пор живы свидетели того, как это происходило. Это подтверждено следственными экспериментами. Но мы считаем, что кровь брали не для солдат Вермахта, а для экспериментов по выработке противотифозной сыворотки. Мы нашли данные, что такие же эксперименты проводили в лагерях военнопленных.

В списке узников, в вашей книге, среди фамилий есть такие — “неизвестные №”… Кого так отмечали?

Список

Списки узников в книге Влада Богова Фотография: Влад Богов

В 1943 году после карательной акции «Зимнее волшебство» на севере Белоруссии и в Себежском районе Псковской области в концлагерь привезли очень много стариков, женщин и детей. В лагере их разлучили. Взрослых отправляли на работу в Германию, а детей, чтобы не мешали, оставляли здесь. Дети, в силу возраста, не могли запомнить свою фамилию, они в документах отмечались как «неизвестные». Очень много таких случаев, когда родители потом не могли найти своих детей. У меня этот вопрос освещен подробно в книге, я изучил, как выживших детей перераспределяли по детским домам, что с ними потом стало и вообще, как работала эта система распределения. После детских домов они пережили эвакуацию и была очень трагическая история в течении нескольких лет после войны — в советских газетах писали, что четверо из 150 детей нашли своих родителей. Эта публикация была в 1947 году. Что дальше было с ними, я, к сожалению, не смог узнать.

Вы сказали, что искали узников, удалось кого-то найти?

Да, я сотрудничаю с Обществом малолетних узников нацистских лагерей, они мне помогали при подготовке книги. Связь времён ещё не нарушена, мы надеемся успеть издать книгу, пока они все не ушли. Издателя найти не удалось, книга цветная — печать не дешевая. Поэтому мы решили, что соберем деньги всем миром. Часть тиража отдадим родным узников и Обществу малолетних узников.

Алексей Сочнев