Вокруг участия фильма Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского» в главном европейском кинофестивале с самого начала было неспокойно: Госкино Украины высказалось против показа российской картины в условиях продолжающейся военной операции России на территории страны и призвало снять ее с конкурса. Фестиваль ограничился лишь отменой аккредитации российских журналистов. Показ картины прошел без происшествий: фильм собрал полный зал и был принят зрителями на ура. RTVI расспросил находящегося в Каннах кинокритика Антона Долина о фестивале, оказанном Серебренникову приеме и прокатных перспективах «Жены Чайковского» в России и за ее пределами.
Антон, какие впечатления от фестиваля в этом году? Российская картина в основном конкурсе фестиваля есть, а вот российской прессы практически нет, информации мало.
Ну, фестиваль только начался, так что сложно судить о его уровне. Но обстановка довольно нервная — то, что рядом в Европе идет ***** [спецоперация], ощущается здесь постоянно, и речь об этом заходит постоянно. Сейчас третий день, и в каждый из дней на показах, представлениях, пресс-конференциях постоянно заходит разговор об этом, так что абстрагироваться, конечно, совершенно невозможно. В этом смысле нынешний фестиваль — уникальный, фестиваль во время ***** [спецоперации]. Я напомню, что это особенно чувствительно для Канн, которые любят свою историю — ведь этот киносмотр затеивался как антифашистский в преддверие Второй Мировой войны. Насколько нынешняя повестка будет отражена в решениях жюри? Пока непонятно.
Первым фильмом основного конкурса стала картина «Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова. Как по-вашему, это был сознательный шаг программной дирекции?
Я думаю, что они ждали скандала (в связи с призывами Госкино Украины бойкотировать Россию на нынешнем фестивале — RTVI), и поставили фильм в начало программы, чтобы весь последующий фестиваль прошел более спокойно. И, честно говоря, после окончания пресс-конференции Серебренникова я видел облегчение на лицах некоторых из организаторов, все обошлось без каких-то конфликтов.
А их можно было ожидать? Каннский кинофестиваль не в первый раз просят что-то отменить по политическим соображениям…
Я пока не видел никаких следов напряженности. Наверное, она есть, но, по крайней мере, не на поверхности. Впереди показы украинских фильмов — может быть, какое-то эмоции проявятся на этих премьерах. Но могу предположить, что украинские кинематографисты скорее воспользуются площадкой Каннского фестиваля для того, чтобы призвать к завершению ***** [спецоперации] и осудить агрессию, а не для того, чтобы устраивать конфликты.
Как публика приняла российскую картину?
Очень хорошо. В отличие от прессы, которая, как всегда, разделилась в своих оценках. Но в зале Серебренникову и его артистам очень долго аплодировали, а короткую антивоенную речь перед фильмом тоже встретили овациями.
А если говорить о самой картине, к какой части прессы принадлежите вы?
Мне эта работа показалась очень серьезной, тщательно сделанной — и очень достойной. Автор, как мы знаем, работал над этим проектом много лет, глубоко погрузившись в документальную основу истории и изучив ее досконально. Ну и некоторые стороны стоить отметить особо. Это потрясающей силы работа оператора Влада Опельянца, а также практически актерский подвиг Алены Михайловой, который играет, собственно говоря, жену Чайковского Антонину. Интересный фильм, есть о чем подумать.
Как думаете, выйдет ли фильм в прокат в России?
Это надо спрашивать у Министерства культуры, которое выдает прокатные удостоверения. В Европе, несомненно, выйдет, и будет иметь несомненный успех.
Потому что Чайковский — самый узнаваемый русский культурный бренд?
И Чайковский — звезда для всего мира, и Серебренников — сегодня тоже звезда для всего мира: неслучайно же его спектаклем открывается в нынешнем году Авиньонский фестиваль (считается главным театральным смотром мира — RTVI). Плюс «театральное дело», домашний арест, а в нынешнем году призыв к бойкоту его фильма [со стороны Госкино Украины] — за этим тоже следил весь мир. И поэтому первая работа Кирилла Серебренникова, сделанная им на свободе, будет, конечно, объектом повышенного интереса.
В общем, отмены русской культуры, о которой сейчас как-то слишком много говорят, в Каннах не произошло?
Нет. И перед нами как раз пример того, что это невозможно в принципе. Культуру в принципе нельзя отменить, как нельзя отменить язык, это никому не под силу.
Беседовал Андрей Лисицын