3 октября на Кунцевском кладбище в Москве прошли похороны правого националиста Максима Марцинкевича, также известного как Тесак. Его тело нашли 16 сентября в камере челябинского СИЗО-3. По версии ФСИН, он покончил с собой; в СК добавили, что перед смертью активист признался в причастности к двум убийствам.
Проститься с Марцинкевичем пришли не только родственники и друзья, но и больше тысячи человек. Несмотря на то, что волонтеры похорон предупреждали о готовящейся провокации со стороны силовиков, Тесака проводили в последний путь спокойно. Корреспондент RTVI Дмитрий Лобанов побывал на похоронах и поговорил с отцом Марцинкевича, а также с адвокатом Алексеем Михальчиком, которые отказываются верить в официальную версию о самоубийстве.
Заметить людей, которые собирались на похороны Тесака, можно было уже на станции метро Кунцевская. Короткая стрижка, черные цвета одежды вперемешку с милитари, бомберы и, конечно же, цветы — белые и красные розы, красные гвоздики.
У самого Кунцевского кладбища полиция установила кордоны и металлоискатели. Силовиков было очень много. Около ворот стояли кинологи и сотрудники центра «Э», которые снимали на видеокамеры всех, кто заходил внутрь. Один из прошедших через досмотр сказал своему знакомому, что его «давно так не шмонали».
На территории кладбища также были полицейские патрули, а сочувствующие Марцинкевичу начали выстраиваться в цепочку вдоль главной аллеи. Среди присутствующих было очень много молодых. Кто-то усиленно прятал свое лицо, кто-то просто прогуливался и изучал могилы, а кто-то обсуждал подробности о смерти активиста.
Гроб с Тесаком был в припаркованном на аллее катафалке. Ближе к началу церемонии прощания со стороны входа начала подтягиваться большая группа людей. Шеренга вдоль аллеи сильно растянулась в обе стороны. В толпе можно было заметить людей в футболках со старославянскими символами и значками с символами националистов. У еще одного мужчины в бомбере и штанах цвета хаки была футболка с изображением Марцинкевича и надписью «Быть воином, жить вечно».
В это же время волонтеры, которых можно было отличить по красной повязке из ленты, предупредили всех, что сегодня готовится провокация со стороны силовиков. Что именно подразумевается под провокацией, они не уточнили. Как и то, откуда поступила информация.
Тесака вынесли в белом гробу. Организаторы похорон сообщили, что сначала с активистом простятся родственники, а уже потом начнут пускать всех желающих. Огромная колонна людей медленно двинулась по аллее в сторону Рябиновой улицы.
В 11:30 к гробу с телом Марцинкевича стали пускать всех желающих. Из колонок рядом играла композиция Кипелова «Я свободен», а также «Одинокий пастух». Оценить количество пришедших людей довольно сложно. На прощание, продлившееся два часа, пришло как минимум две тысячи человек. Mash оценивает число участников в 2,5 тысячи.
Стол рядом с открытым гробом постепенно начал заполняться цветами и венками. При этом кто-то принес венок с эмблемой дивизии нацистской Германии, которая в годы Второй мировой войны отвечала за охрану концлагерей, и лентами со свастикой. Позже ленты убрали. Были и венки с другими символами, которые ассоциируются с националистами.
На прощании с Тесаком было достаточно много телекамер — даже от Первого канала. В то же время присутствовавшие не захотели разговаривать со всеми: например, родственники отказались давать комментарии журналистам «Известий».
Отец националиста Сергей Марцинкевич не верит в официальную версию самоубийства сына. «У меня есть все доказательства, есть запись из Челябинска, когда нам выдали тело со следами пыток. Я его очень хорошо знал, никогда бы он жизнь самоубийством не покончил», — отметил он в беседе с журналистами.
«С такой раной человек не мог ничего. Следаки мне показывали записки <…>, но все это, ребята, ******* [фигня]», — добавил отец Марцинкевича. По его мнению, националиста и не собирались выпускать из заключения. В конце разговора с журналистами Марцинкевич добавил, что издевательства над сыном продолжились уже после смерти — по его словам, тело долго не давали забрать, чтобы сделать нормальную экспертизу.
Адвокат семьи Марцинкевича Алексей Михальчик рассказал RTVI, что препятствия на пути к проведению независимой экспертизы наблюдались даже когда тело Тесака оказалось в Москве. Сотрудники морга не пускали эксперта, ссылаясь на указание неких силовиков, добавил он. «В последний день в результате, я бы сказал, шпионской спецоперации, нам удалось обеспечить независимому эксперту осмотр тела. На следующей неделе, думаю, заключение будет готово», — добавил он.
Предварительно, подчеркнул Михальчик, версия о суициде не подтвердилась. По его словам, все говорит о насильственной смерти. Михальчик также не исключил эксгумацию тела, если версия об убийстве подтвердится.
Кунцевское кладбище, где будет покоиться Тесак, выбрали неслучайно. Это место, по сути, является фамильным кладбищем семьи Марцинкевичей. Отец активиста рассказал, что со смертью сына в живых из семьи остались только он и бабушка сына.
На прощание с Тесаком пришел и полковник ГРУ в отставке Владимир Квачков, который отсидел срок за организацию вооруженного мятежа в России. «Я русско-христианский социалист. Максим был несколько другого плана, но у нас объединяет то, что русские мы. А русские должны быть разными, — рассказал Квачков журналистам. — Максим для меня (он мне во внуки годится) это внук, который погиб на войне за освобождение России».
Перед погребением каждый мог сказать последнее слово. Так, кто-то из выступающих благодарил Тесака за то, что поколение старше 21 года имеет «здравые ценности в жизни» и стремится заниматься спортом, даже несмотря на выбор методов «борьбы» националиста. Один из присутствующих заявил, что Марцинкевич был социальным активистом, которого поглотила система. «Таких активистов больше не будет», — заключил он.