Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган 2 августа провели телефонный разговор. В канцелярии Эрдогана заявили, что «лидеры двух стран договорились о визите Путина в Турцию». В Кремле заявили, что стороны условились продолжать контакты на различных уровнях, в том числе «в контексте подготовки возможной встречи двух лидеров». Если этот визит состоится — он станет первой зарубежной поездкой Владимира Путина в 2023 году. О том, что два президента могут обсудить во время встречи, а также о будущем внешней и внутренней политики Турции в специальном интервью RTVI рассказал политолог, профессор Стамбульского университета Соли Озал.
О последствиях выхода России из зерновой сделки
Зерновая сделка была важна, в первую очередь, для беднейших стран мира, потому что именно они больше всего пострадали бы от роста цен на зерно, что, конечно, и произошло после того, как Россия вышла из соглашения.
Я предполагаю, хотя не знаком со всеми подробностями, что это было, по крайней мере, одним из пунктов повестки визита представителей африканских стран к президенту Путину. И у меня сложилось впечатление, что они были разочарованы результатами этой встречи. Вероятно, они надеялись на большее — возможно, что Россия возьмет на себя обязательства по продолжению участия в зерновой сделке.
Я понимаю, конечно, что у России есть определенные требования, которые западные страны, применившие санкции, не приняли или, по крайней мере, толком не рассмотрели. В результате у нас [оказались] более высокие цены на зерно.
Желание Турции снова урегулировать вопрос и добиться продления [зерновой сделки] не увенчалось успехом. Я думаю, что турецкое правительство или, по крайней мере, президент Эрдоган все еще надеются, что ему удастся заключить еще одно соглашение с президентом Путиным. И это, конечно же, связано с приглашением президенту Путину приехать <…>
Если эта встреча не состоится в ближайшее время, зерновой кризис окажет большое влияние на цены в мире, особенно для беднейших стран, а также на способность Украины экспортировать свое зерно, что значительно укрепляет ее валюту. Все это будет поставлено под угрозу.
Я сомневаюсь, что у Турции есть какие-то еще карты, которые можно разыграть. Предполагаю, что ей придется провести какие-то переговоры, приложить какие-то усилия, чтобы убедить президента Путина вернуться к соглашению. Необходимо, чтобы некоторые из требований России были удовлетворены, если не полностью приняты. И это займет время. Чем раньше эта встреча состоится, тем лучше.
Зерновая сделка была заключена в июле прошлого года. Россия и Украина по отдельности подписали соглашения с Турцией и ООН. Договоренности предусматривали вывоз украинского зерна, продовольствия и удобрений по Черному морю через гуманитарный коридор из трех портов — Одессы, Южного и Черноморска.
Россия и ООН также подписали меморандум о содействии поставок российских удобрений и сельхозпродукции на мировые рынки. Москва не раз заявляла, что эта часть соглашения не выполняется.
17 июля официальный представитель Кремля Дмитрий Песков объявил, что зерновая сделка «остановилась». Путин пообещал, что Россия рассмотрит возможность возобновить свое участие в зерновой инициативе, если будут реализованы ранее согласованные принципы этого участия.
О том, что еще могут обсудить Путин и Эрдоган при встрече
Я полагаю, президент Путин спросит, почему командиры «Азова»* были отпущены. Потому что соглашение [об обмене пленными между Москвой и Киевом] предусматривало, что они останутся в Турции во время приезда президента [Украины Владимира] Зеленского. Но они уехали вместе с ним.
Я действительно не знаю, чем было мотивировано это решение, но я подозреваю, что это не стало для президента Путина приятной новостью.
В остальном есть, конечно, обычные темы, среди которых, я полагаю, выделяется проблема Сирии. Президент Эрдоган хочет встретиться с [сирийским] президентом [Башаром] Асадом, и Россия выразила готовность всячески содействовать. Похоже, они пока в этом еще сильно не продвинулись, потому что Асад настаивает на том, что он не сядет за стол переговоров с турецким президентом до тех пор, пока не будут приняты обязательства или предприняты конкретные действия по выводу турецких войск с сирийских территорий <…>
Затем, конечно, должен подняться вопрос об оплате счетов за газ «Газпрома». Господин Путин в качестве подарка президенту Эрдогану перед выборами согласился дать отсрочку относительно прошлогодних выплат. И, конечно же, вопрос по атомной электростанции «Аккую». И я уверен, что есть много тем для обсуждения того, как развиваются события на фронте.
После визита Владимира Зеленского в Стамбул в начале июля из Турции на Украину вернулись пятеро командиров полка «Азов»*. В мае 2022 года они были взяты в плен российской армией на «Азовстали» в Мариуполе, а в сентябре состоялся обмен пленными между Москвой и Киевом. Тогда Киев получил 215 человек, в том числе «азовцев»*, а Москва — 55 военных и бывшего депутата Верховной рады Виктора Медведчука.
Президент Украины Владимир Зеленский утверждал, что по условиям обмена командиры «Азова» должны оставаться в Турции до окончания военного конфликта «под личные гарантии» Эрдогана.
О проблеме Нагорного Карабаха
Вероятно, карабахский вопрос подниматься больше не будет, если только Россия не решит поддержать очередную попытку, по крайней мере, некоторых армян вернуть территории. Этот вопрос был решен два года назад, имею в виду — в военном отношении. А так, он все еще длится, поскольку мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией еще не подписано. Несмотря на решение о прекращении огня и другие договоренности, в которых принимали участие Россия и Турция, стороны не всегда соблюдают эти договоренности. Поэтому я предполагаю, что это вопрос, который они (Путин и Эрдоган. — прим. RTVI) могут обсудить вдвоем.
Есть ощущение, что Армения хотела бы уладить свои проблемы с Турцией и, вероятно, стремится как минимум открыть границу.
Уже восстановлены чартерные рейсы между Стамбулом и Ереваном <…> Министр иностранных дел Армении посетил Турцию, а затем премьер-министр Армении присутствовал на инаугурации президента Эрдогана, что является поистине беспрецедентными шагами. Воспринимается ли это Москвой положительно или как что-то, что подрывает собственное влияние России в регионе — скажите мне лучше вы, я действительно не знаю.
О позиции Турции по вступлению Швеции в НАТО
Окончательное решение будет за турецким парламентом, который соберется в октябре. И взамен, конечно, он ожидает, что истребители F-16, которые Турция запросила у США, будут выпущены или что администрация США убедит Конгресс продать их Турции. Вопрос еще не решен, и я полагаю, именно поэтому голосование в парламенте по Швеции продлится до октября <…>
Отношения между НАТО и Турцией на самом деле в порядке, за исключением того, что в политическом плане, возможно, Турция в какой-то момент действительно становится головной болью для многих членов НАТО. Но она в полной мере участвует в их военных учениях.
Вопрос F-16 строго связан исключительно с Соединенными Штатами. Турции нужны эти F-16, и она также хочет получить комплекты для модернизации тех F-16, которые у нее есть. А для этого потребуется одобрение Конгресса.
И это большая проблема сейчас в турецко-американских отношениях, помимо других вопросов, наиболее важным из которых, конечно же, является оказание военной поддержки со стороны США Отрядам народной самообороны — курдским группировкам и войскам, которые, конечно же, Турция считает частью РПК (Рабочая партии Курдистана, признана в Турции террористической организацией. — прим. RTVI).
В мае 2022 года Финляндия и Швеция подали заявки на вступление в НАТО. Финляндия вступила в альянс в апреле 2023 года. Процесс вступления Швеции в НАТО затянулся из-за позиции Турции и Венгрии. Анкара, в частности, обвиняет Стокгольм в укрывательстве курдских мигрантов, которых турецкие власти считают террористами.
21 января лидер датской ультраправой партии «Жесткий курс» Расмус Палудан сжег Коран возле турецкого посольства в Стокгольме. После этого президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что Анкара не поддержит вступление Швеции в НАТО.
О внутриполитической ситуации в Турции
Турецкая общественность сейчас подавлена безудержной инфляцией. А учитывая тот факт, что продукты базового потребления являются важной частью продовольственного бюджета семьи, любое повышение цен на зерно, а значит, и любое повышение цен на хлеб, мягко говоря, вызывает недовольство турецкой общественности. Перейдет ли это в недовольство Россией [из-за выхода из зерновой сделки] — предпосылок к этому я не вижу <…>
[Министр финансов Мехмет Шимшек] анонсировал рациональную экономическую политику. Мы пока еще не видим достаточных подтверждений его деятельности. Но он начал, в некотором роде, программу жесткой экономии и реструктуризации. Я сомневаюсь, что до наших муниципальных выборов можно будет наблюдать успешное управление турецкой экономикой.
Наши муниципальные выборы состоятся в марте. Эрдоган в ночь своей победы на [президентских] выборах сказал, что теперь его цель состоит в том, чтобы вернуть Стамбул. В Стамбуле проживает почти 20% населения Турции, 32% ее налоговой базы. Это экономическое сердце страны. И именно здесь Эрдоган фактически построил свое политическое влияние. Для него почти необходимо отвоевать Стамбул, который он — или, вернее, его партия — проиграла кандидату от оппозиции в 2019 году. <…>
Муниципальные выборы будут иметь решающее значение. Если [оппозиционная] «Народно-республиканская партия» потеряет крупные города, которые она завоевала в 2019 году, в целом по стране власть окажется в руках [правящей] «Партии справедливости и развития», а значит — в руках Эрдогана. У оппозиции, откровенно говоря, не останется поля для действия, за исключением маленьких муниципалитетов.
О проживающих в Турции россиянах
У меня сейчас много соседей из России. Я пересекаюсь с ними в супермаркете, я вижу их в метро, вижу их в самолете, когда летаю в Европу. Некоторые из них могут быть в Турции проездом, но другие являются ее резидентами. Я уверен, что у них есть множество проблем.
Я убежден, что тем россиянам, которые постоянно проживают в Турции, не стало бы жить намного хуже, если бы победил Кылычдароглу. Как я уже сказал, у турков нет особой вражды или недовольства россиянами или Россией в целом.
Есть стратегические соображения, это скорее академическая дискуссия: что произойдет, если Россия будет слишком сильной или слишком слабой?
Российским туристам всегда были рады, особенно в южной провинции Анталье. Но я понимаю, что из-за ваших экономических условий их количество не соответствует ожидаемому. В Анталье очень недовольны тем, что ожидаемые цифры не достигаются. Так что, я не думаю, что будут какие-то дискриминационные усилия по отношению к россиянам, которые в настоящее время находятся здесь. Но многие вещи, возможно, придется решить, когда и если господин Путин и господин Эрдоган встретятся в Турции в этот раз.
В конце декабря 2022 года издание The Bell** подсчитало, что с начала военной операции на Украине из России уехали не менее 566 тыс. человек. По версии портала, в Турцию переехали 132 тыс. человек, в Грузию — 112 тыс., в Казахстан — 100 тыс., в Сербию — 60 тыс.
* запрещенная в России террористическая организация
** внесен Минюстом в реестр иноагентов