Российские правозащитники готовят обращение в ЕСПЧ по поводу внесудебной казни 27 жителей Чечни. Представители «Мемориала», «Комитета против пыток» и «Новой газеты» рассказали о собственном расследовании исчезновения людей в республике и о пытках в секретных тюрьмах. Трагедия, о которой идет речь, произошла в 2017 году. Почему восстановить полную картину удалось только сейчас и как на это реагируют власти, разбирался корреспондент RTVI Артем Филатов.

Результаты расследования о пытках и бесследном исчезновении 27 человек в Чечне представили в центре Москвы. В Грозном провести такую пресс-конференцию невозможно. Это те самые сведения, работа над которыми стоила свободы главе чеченского офиса «Мемориала» Оюбу Титиеву. Он провел в заключении больше года по обвинению в хранении наркотиков.

Новые факты касаются событий 2017 года. Тогда по всей Чечне задержали десятки молодых людей. Это произошло после нападения боевиков на полицейских в Грозном, которое Рамзан Кадыров расценил, как полный провал работы силовиков. 27 человек из задержанных в ходе рейдов бесследно пропали. Их родственники написали заявления о похищении и убийстве.

Правозащитникам удалось собрать свидетельства того, что этих людей незаконно удерживали, пытали и в конце концов убили. Однако Следственный комитет по Северо-Кавказскому федеральному округу отказал в возбуждении уголовного дела.

Олег Орлов, «Мемориал»: «Официальная версия гласит, что этих 27 человек никто не убивал, из них 22 человека на самом деле даже не были задержаны, они бежали в Сирию воевать в составе террористических организаций. На основании чего следствие пришло к такому выводу? На основании свидетельств двух человек, двух!»

Правозащитники впервые получили неанонимные данные о секретной тюрьме. По их сведениям, задержанных содержали в подвале на территории второго полка патрульно-постовой службы в Грозном. Об этом говорится в показаниях нескольких чеченцев. Глава «Комитет против пыток» на пресс-конференции сослался на слова одного из них — Абдулхалима Абдулмежидова.

Игорь Каляпин, «Комитет против пыток»: «Их содержали в подвале. Я хочу уточнить, что это незаконное место содержания. На территории полка патрульно-постовой службы никаких камер для содержания задержанных быть не может. Тем не менее Абдулмежидов рисует подробную схему, он называет фамилии не только тех людей, которые содержались вместе с ним в камере, но в том числе еще семь или восемь фамилий людей, которые содержались в соседних камерах».

По данным «Новой газеты», 27 бесследно исчезнувших чеченцев убили там же, на территории второго полка патрульно-постовой службы в Грозном. О пытках в тайной тюрьме рассказали осужденные по другому делу за участие в незаконном вооруженном формировании. В 2019 году они давали показания на апелляции прямо в Верховном суде Чечни. Как считает журналист Елена Милашина, пытки и внесудебная расправа — следствие низкой квалификации чеченских силовиков.

Елена Милашина, «Новая газета»: «Это единственная работа в Чечне для мужчины, которая приносит более-менее нормальный заработок. Это люди, которые не знают законы, которые не знают закон о полиции. Это люди без образования. Это люди, которые не способны расследовать преступления и тем более противостоять террористической угрозе нового толка».

По словам адвокатов, местные силовики оказывали давление на близких задержанных чеченцев.

Александр Караваев, адвокат: «Стали приезжать к родственникам, к свидетелям, которые могли подтвердить и предоставить какие-то свидетельства следствию, и стали давить на них. Говорили: „Год пройдет, два пройдет. У вас не один сын — месть будет. Вы нас знаете“. И на это закрыли глаза!»

Власти Чечни заявили RTVI, что расследования «Новой Газеты» и «Мемориала» не имеют ничего общего с жизнью в республике.

Джамбулат Умаров, министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации: «Если это будет заслуживать сколько-нибудь серьезного внимания, поверьте мне, первыми, кто откликнется на серьезные и обоснованные обвинения, будут власти Чеченской республики, потому что любые проявления насилия пресекались, пресекаются и будут пресекаться Рамзаном Кадыровым, как это обычно у нас и происходит».

В «Мемориале» говорят, что официальные органы России не обеспечили надлежащее расследование исчезновения (или же внесудебной казни) 27 человек. В связи с этим правозащитники готовят иск в Европейский суд по правам человека от имени родственников чеченцев. Ожидается, что заявление подадут уже осенью 2019 года.