Госдума приняла в первом чтении законопроект о повышении пенсионного возраста. За него практически в полном составе проголосовала «Единая Россия». Согласно соцопросам, большинство россиян выступают против пенсионный реформы, а петиция за ее отмену собрала в интернете почти три миллиона голосов. О том, кто в российском парламенте выступил (ожидаемо) за и (неожиданно) против, — в репортаже Артема Филатова.

За повышение пенсионного возраста в первом чтении проголосовала, по сути, одна фракция — «Единая Россия». У нее в российском парламенте подавляющее большинство. Поэтому 328 голосов — «за», 104 — «против», воздержавшихся нет. Причем депутаты пытались всячески скрыть, за что именно голосуют. На сайте «Единой России» говорят об «изменении параметров пенсионной системы». Сайт самой Госдумы предлагает такую формулировку: «совершенствование пенсионной системы». Ну а кто-то на Охотном ряду даже сказал, что это законопроект «о повышении пенсий».

На позитивных последствиях реформы настаивал глава Минтруда Максим Топилин.

Максим Топилин, министр труда и социальной защиты: «Увеличение пенсий неработающим пенсионерам в среднем на тысячу рублей, в среднегодовом исчислении — это 12 тысяч рублей в год. Это будет означать, что пенсии будут проиндексированы темпами более чем в два раза выше инфляции. Такого не было никогда в истории».

С аргументом, что жить станет лучше и веселее, не согласны представители ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России».

Сергей Миронов, лидер фракции «Справедливой России» в Госдуме: «Нам говорят, что будет увеличена пенсия для всех пенсионеров на одну тысячу рублей, но давайте будем честны, плановая индексация для пенсионеров составляет около 500 рублей. То есть, надбавка будет не тысяча, а всего лишь 500 рублей».

Впрочем, среди депутатов были и те, кто говорил не про деньги. И даже призывал отказаться от материального подхода к пенсиям.

Елена Ямпольская, депутат Госдумы от «Единой России»: «Человек, который говорит „я не хочу работать несколько лишних лет для того, чтобы нынешние пенсионеры больше получали“, автоматически теряет право предъявлять кому бы то ни было, в том числе Правительству, любые моральные претензии. Он может предъявлять экономические претензии, прагматические, но из поля морали и этики — он себя выводит. Только одна постановка вопроса обоснована: „Я готов работать, обеспечьте мне возможность быть востребованным“».

Глава комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов в своем выступлении даже превзошел позицию партии и правительства и предложил россиянам работать до 75 лет. Возможно, просто оговорился.

Дмитрий Морозов, глава комитета Госдумы по охране здоровья: «Чего хочет человек? Человек хочет жить. Второе — он хочет работать, хочет находиться в команде, в коллективе. Не хочет он просто так уходить отдыхать. Третье — он хочет быть здоровым. Вот мы возьмем здорового счастливого человека в возрасте 75 лет — он, может, только летом хочет побольше на даче побыть, но осенью и зимой он хочет работать».

С учетом того, что в парламенте 7 вакантных кресел, в голосовании не участвовали 11 депутатов, в том числе высокопоставленный единоросс Сергей Железняк. Некоторые его коллеги проявляли чудеса аппаратной изворотливости, объясняя, почему не хотят поддержать законопроект.

Вячеслав Лысаков, депутат Госдумы: «Наши граждане могут элементарно не дожить до этой прекрасной пенсии. В конце концов, я не считаю себя умнее президента России, который последовательно выступает против такой пенсионной реформы, чтобы голосовать за нее».

В итоге из «Единой России» против повышения пенсионного возраста проголосовал только один депутат — Наталья Поклонская. Принятие законопроекта в первом чтении сопровождалось протестами у стен Госдумы. Более масштабные акции прошли накануне в Москве, Петербурге, Иркутске и других городах страны, но депутаты проигнорировали мнение вышедших на улицы.