Москва высылает дипломатов из Германии, Швеции и Польши. Они, как утверждают в МИД, участвовали в несогласованных акциях в поддержку Алексея Навального и таким образом «вмешивались во внутренние дела России». В тот же день в Москве с визитом находился верховный представитель ЕС по внешней политике Жозеп Боррель. Он осудил решение российского МИД и призвал освободить Навального. А накануне Джо Байден дал в Госдепаратменте речь о внешней политике США и сказал о важности продолжать противостоять России. Сможет ли арест Навального серьезно изменить отношения России с Западом и чем могут европейские политики ответить на реальный срок для оппозиционера, разбирался корреспондент RTVI в Европе Сурен Матевосян.

Жозеп Боррель — самый высокопоставленный западный политик, который прилетел в Россию после того, как Алексея Навального отправили в колонию, а стране начались массовые протесты. Собственно, Боррель и прилетел в Москву специально ради этого — говорить о судьбе Навального.

Жозеп Боррель, глава европейского дипведомства: «Наши отношения серьезно пострадали. И дело Навального — это глубокий кризис в отношениях».

Вообще, глава внешнеполитического ведомства ЕС собирался обсуждать в Москве сразу несколько тем. Визит сначала откладывался, некоторые страны Евросоюза даже призывали Борреля не ехать в Москву в знак протеста. Но в итоге главный европейский дипломат прилетел в Россию с одним простым тезисом: в Брюсселе, конечно, уважают российский суверенитет, но у Москвы есть международные обязательства соблюдать основные гражданские права.

Сергей Лагодинский, депутат Европарламента: «С европейской точки зрения, это произвол и безобразие. С точки зрения нас, европейских парламентариев, ситуация серьезная. Ответы должны были быть более решительными, сильными и эффективными».

Эффективность запретов против России как раз и вызывает много вопросов внутри самой Европы. Персональные санкции против чиновников действуют с 2014 года. Дают ли они результат? Помогают ли вернуть Россию на демократический курс? Этим вопросом задаются даже обычные жители ЕС.

Ева, жительница Брюсселя: «Запад собирается обсудить введение санкций из-за того, что происходило с Навальным. Это обсуждали на уровне Евросоюза. Непонятно, будут ли введены санкции и какие, если будет принято такое решение. Я думаю, один из вариантов — это вводить санкции против людей, которые вовлечены в дело Навального — то, что его арестовали и посадили».

Персональные санкции уже действуют в отношении более 50 российских чиновников, среди которых глава Чечни Рамзан Кадыров и директор ФСБ Александр Бортников. С тех пор как они вступили в силу, отношения между Европой и Россией планомерно ухудшаются. Но политики в Европе настаивают — все не зря.

Урмас Паэт, депутат Европарламента от Эстонии: «Если власти России видят, что никого ничего не интересует, есть вероятность, что ситуация была бы еще хуже. Так что в этом плане думаю, что такие внимание, решения, в том числе санкции, играют свою роль».

До отравления Алексея Навального казалось, что никакие санкции не помешают достроить «Северный поток-2». В нем чисто экономически очень заинтересована Германия, самая влиятельная страна ЕС. События последних недель, конечно, возмутили европейских лидеров. Они грозят санкциями и обсуждают остановку строительства проекта, но конкретных предложений на этот счет пока никто не внес.

Ева, жительница Брюсселя: «„Северный поток“ пытаются представить как коммерческий, политический проект. Я бы сказала, что это больше в интересах некоторых компаний и государств. В Западной Европе я бы не сказала, что людям интересен „Северный поток“. Им интересно то, что они оплачивают на счете за газ, электричество. Откуда этот газ поступает? Этот вопрос не задают».

Германия приняла Навального на лечение (он даже стал почетным гостем канцлера) и одной из первых стран потребовала расследовать отравление и прекратить преследование, но при этом так просто отказываться от российского газа в Германии не готовы.

Мориц Гатман, редактор политического журнала Cicero: «У каждого государства в Евросоюзе свои интересы. Если мы помним конфликт в Украине, то тогда ЕС смог объединиться, потому что это был жесткий случай: аннексия Крыма и последующая война на востоке Украины. Тогда реакция была общая, но сейчас ситуация менее атлантическая — Россия не напала на соседние государства»

Михаил Гройс, член партия СДПГ: «Мы должны сказать одно: даже во время холодной войны экономические отношения, поставки нефти и газа Советским Союзом не кончались. В связи с этим, война войной, а газ и нефть поставляли, это одна перспектива. Я думаю, что „Северный поток“ — это центральная тема и серьезный инструмент России в разговоре с Европой. И Москва однозначно использует этот проект в экономических и геополитических целях».

После решительных заявлений лидеров стран Евросоюза сами европейцы ждут последовательных действий от своих властей. Но до реальных санкций все же пока далеко. Порой экономические интересы важнее политических. А это как раз то, с чем бы поспорил Алексей Навальный.

Ситуация в России, конечно, сложная, но люди выходят улицы, устраивают демократичные акции протеста, а значит какие-то перемены все равно происходят. Россия объявила о высылке троих дипломатов: из Германии, Швеции и Польши. И главный дипломат Европы пока не помог ни Навальному, ни своим коллегам. Зато подтвердил интерес Евросоюза к покупке российской вакцины «Спутник V».