Худрука театра «Сатирикон» Константина Райкина 12 апреля уволили с должности худрука основанной им Высшей школы сценических искусств. Он подал в суд на это решение и заявил, что хочет передать этот частный вуз в ведение государства. Школа (ранее она называлась Театральной школой Константина Райкина) была сначала задумана для подготовки творческих кадров для «Сатирикона», но смогла стать одним из основных театральных вузов Москвы. RTVI поговорил о происходящем в его стенах со студентами и преподавателями.

«Мы занимаемся как придется»

«Я нахожусь, так сказать, в состоянии увольнения с должности художественного руководителя, потому что эта должность упразднена господином Полянкиным», — рассказал Константин Райкин в видеообращении, записанном через несколько часов после решения, которое принял ректор Высшей Школы сценических искусств Анатолий Полянкин. Обращаясь к своим ученикам, актер говорит, что уверен в своей правоте и обжалует решение ректора в суде. «Если мне повезет эту тяжбу выиграть, я бы хотел государству предложить услуги своего вуза. И стать государственным вузом», — заявил он 14 апреля в эфире телеканала «Культура».

Предметом судебного разбирательства стало и другое решение ректора — о приостановке учебной деятельности с 1 апреля по 1 июня. Как рассказала RTVI представительница студенческой организации вуза, суд назначил первое заседание на 21 апреля, однако в качестве обеспечительной меры потребовал возобновить занятия. Тем не менее, приказа ректора, который в соответствии с решением суда признал бы недействительным предыдущее распоряжение, до сих пор нет. «В итоге в Школу нас пускают, но ключей от аудиторий не выдают, и мы занимаемся как придется, — рассказали RTVI студенты. — Лекции — по зуму, практические занятия — буквально в коридоре. Сегодня вот учебный театр открыт — там сейчас занятия по танцу». Представительница студенческой организации сообщила, что на период приостановки обучения Школа прекратила оплачивать проживание иногородним студентам, в связи с чем им пришлось в авральном порядке искать себе жилье и временно поселиться у проживающих в Москве сокурсников.

Высшая школа сценических искусств

Показ пьесы «Мой папа Питер Пэн» на сцене учебного театра Высшей школы сценических искусств Фотография: Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

Высшая школа сценических искусств — негосударственная театральная школа, основанная Райкиным в 2012 году и впервые набравшая студентов в 2013-м. Часть из них обучается на платной основе, за других платит сама школа, пояснил RTVI один из преподавателей вуза. «Некоторое время назад студентам предложили отдохнуть. Многие обучающиеся заплатили за образование деньги , и поэтому они этого предложения [о приостановке учебной деятельности] не поняли», — рассказал он. Представительница студенческой организации сообщила, что «платники» обратились в Роспотребнадзор, а затем вместе с «бюджетниками» потребовали вмешательства Рособрнадзора. «Буквально за несколько часов до нашего с вами разговора пришла бумага из образовательного ведомства с требованием к ректорату немедленно прояснить ситуацию», — рассказала она.

«Когда он уйдет, то деньги вернутся»

К работе ректора у студентов и преподавателей есть вопросы. «Этот человек [ректор] даже не заходит на протяжении долгого времени уже в институт. Его в течение нескольких лет просто не бывает, — рассказывает в своем видеообращении Константин Райкин. — Он не знает ни одного студента, не видит ни одной работы, не посещает ни дипломные спектакли, ни экзамены. Он вообще никого не знает — на расстоянии со всякими запретами, бумажками, приказами считает, что может руководить этим делом, совершенно не понимая и разрушая целенаправленно».

Эту информацию RTVI подтвердили представители студенческой организации — обучающиеся не могут вспомнить, когда последний раз видели Полянкина в стенах школы в Марьиной Роще. При этом и ученики, и преподаватели рассказали, что Полянкин стал единоличным руководителем Школы с началом пандемии — во время локдауна в 2019-2020 годах в устав ВШСИ были внесены соответствующие изменения. До того в учебном заведении было фактическое двуначалие. » [Ранее] для оптимизации бизнес-процессов были разделены департаменты дирекции и художественного руководства, — рассказал RTVI преподаватель вуза, — Творческая работа была целиком за Райкиным, хозяйственные и денежные вопросы — за Анатолием Евсеевичем. Но в один прекрасный момент вдруг оказалось, что Школой единолично управляет Полянкин».

Изменения коснулись устава не только Школы, но и состава учредителей — НКО «Фонда поддержки и развития культуры имени Аркадия Райкина» был перерегистрирован как АНО (Автономная некоммерческая организация), Полянкин стал президентом Фонда, а соучредитель Константин Райкин был исключен его из руководства, рассказывает собеседница RTVI из студсовета вуза.

Кроме того, как рассказал адвокат Валентин Петров, управляющий партнер адвокатского бюро «ЕМПП» (представляет интересы Константина Райкина) изданию Lenta.Ru, из наименования школы была убрана фамилия Райкина, а Фонд имени Аркадия Райкина был исключен из числа учредителей школы. Представительница студенческой организации подтвердила эту информацию, сообщив, что изменения были обнаружены как раз после реорганизации во время карантина-2020. «Я на первом курсе подписала договор с негосударственным образовательным частным учреждением высшего образования «Высшая школа сценических искусств» (Театральной школой Константина Райкина), после реорганизации мне пришлось подписать допсоглашение с «Автономной некоммерческой организацией «Высшая школа сценических искусств», — рассказала RTVI студентка вуза.

Райкин

Фотография: Софья Сандурская / Агентство «Москва»

«Оставляя в стороне какие-то формальные, юридические вопросы, с содержательной точки зрения это увольнение — абсурд: творческую концепцию разрабатывал Райкин, мастеров курса набирал Райкин, студенты и преподаватели шли туда под его имя. В народе вуз называют Школа Райкина — Константин Аркадьевич и есть главная ценность и содержание этого образовательного бренда, — говорит преподаватель вуза. — В конце концов, студенты платили деньги не за то, чтобы идти в «Школу Полянкина» — если бы он объявил набор в школу с таким названием, не уверен, что ему удалось бы набрать курс».

В эфире канала «Культура» Райкин заявил, что, по его мнению, ректор преследует «четкие материальные эгоистические цели». «Он хочет иметь это здание как некоторую недвижимость. Ему все равно, что там будет, может офисы», — заявил Райкин. «Я призывал его (Полянкина) уйти, потому что благотворители давали деньги под меня, а узнав, что он делает, перестали. Когда он уйдет, то деньги вернутся», — цитирует выступление Райкина на ТВ агентство «Интерфакс».

Совместный бизнес

Анатолий Полянкин и Константин Райкин были многолетними партнерами по бизнесу. В 2000-х они придумали и начали реализацию проекта театрального комплекса на Шереметьевской улице у метро «Марьина Роща», включавшего в себя гостиницу, радикально перестроенное здание театра «Сатирикон» (в 1987 году он разместился в бывшем кинотеатре «Таджикистан») и новое здание Школы. В 2012 году Полянкин обещал, что в помещениях вуза будут расположены учебный театр, библиотека, медиатека, залы для занятий танцами, сценическими боями и вокала, различные мастерские и звукозаписывающая студия. В театральной части комплекса должны появиться три сценических площадки-трансформера.

В 2013 году рядом с театром открылся Центр культуры, искусства и досуга имени Аркадия Райкина, состоящий из торгово-развлекательного комплекса «Райкин Плаза» и Высшей школы сценических искусств. С августа 2015 года здание театра закрыли на реконструкцию, спектакли большой формы до 2020 года игрались в расположенном рядом комплексе «Планета КВН», малой формы — в Учебном театре ВШСИ (в доме 6, корпус 2, по той же Шереметьевской улице).

райкин плаза

Торгово-развлекательный центр «Райкин Плаза» Фотография: Сергей Бобылев / ТАСС

«12 лет назад (то есть, предположительно, в 2004 году — RTVI) нам [власти] пообещали новое здание и начали его строить рядом с кинотеатром, в котором «Сатирикон» много лет играл. Потом строительство замерло, и вместо театра осталась очень некрасивая, уродливая, недостроенная штуковина. Мы нашли инвесторов, которые занялись реконструкцией старого здания и доведением до ума недостроя. Ни копейки у государства и у города не взяли», — говорил Райкин в интервью «Известиям» в 2016 году.

Работы на стройплощадке несколько раз приостанавливались и возобновлялись. Инвестором и девелопером проекта в 2015 году стала группа компаний «Ташир», писал РБК. На тот момент строительство обещали завершить в течение двух лет.

«Здание получит новый центральный фасад, появится пристройка, состоящая из зала для шоу программ, малого театрального зала и административно-выставочной зоны. Также возведут административный корпус, где ряд помещений выделят для театрального музея. Кроме того, построят комплекс апартаментов и подземную автостоянку», — сообщалось в 2020 году на сайте Стройкомплекса Москвы. Окончание работ планировалось на 2021 год. На 14 апреля 2022 года строительство не было завершено.

«Я его уволил, а теперь он уволил меня»

Месть — такой мотив поведения ректора считает наиболее вероятным представительница студенчества ВШСИ. «Полянкин в течении 23 лет был директором театра «Сатирикон», — рассказала она. — Однако в 2019 году он был уволен приказом худрука с предельно жесткой формулировкой. Что могло стать поводом для этого, собеседница сказать затруднилась.

«Я попросил его уйти [с поста директора «Сатирикона»], потому что его отношения с коллективом, в частности, с артистами, стали совершенно невыносимыми», — объяснил Райкин в эфире «Культуры». Он рассказал, что устав «Сатирикона» предусматривает, что «первым лицом» театра является худрук, который увольняет и нанимает сотрудников, в том числе директора. Из слов Райкина также следует, что, по новому уставу ВШСИ, наоборот, главным является ректор, а не худрук Школы. «Я его уволил [из театра], а теперь он уволил меня [из Школы]», — рассказал Райкин.

«Я, конечно, надеюсь на лучшее, готовлюсь к худшему — такая у меня формула жизни», — такими словами заканчивается видеообращение Константина Райкина.

Алексей Крижевский, Дмитрий Никитин