Российские политики, журналисты, правозащитники высказались о ликвидации историко-просветительского общества «Международный мемориал»*, специализирующегося на исследованиях политических репрессий в СССР. RTVI собрал реакции на решение Верховного суда. В среду, 29 декабря, Мосгорсуд продолжит рассматривать еще один иск — о ликвидации правозащитного центра «Мемориал»*.
Основатель партии «Яблоко» Григорий Явлинский:
«Весь судебный процесс и все прения, которые были, говорят о том, что никакого отношения ни к закону, ни к Конституции, ни к правовому государству принятое сегодня решение не имеет»
Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин:
«Это чудовищно. <…> Я считаю, что это последний заградительный барьер, который у нас, наверное, уже надо говорить был, к сожалению, на пути к полной сталинизации общества и государства. Значит, будет сталинизация. Она будет отражаться и в политике тоже. И то, что мы имеем сейчас, — это еще такой сталинизм лайт. Боюсь, что будет гораздо хуже. И это очень символическое действие происходит на наших глазах, когда убирают „Мемориал“. Это трагедия нашей страны»
Соучредитель общества «Мемориал» Лев Пономарев*:
«Первое слово — омерзительно, второе слово — ожидаемо. Мы живем в стране, которая катится к фашизму, к оправданию массовых репрессий. Раньше они формально называли некоторые причины, а тут прямо сказали, что «Мемориал» сгущает краски. Мы прямо идем в этом направлении. Будем сопротивляться, пока есть такая возможность»
Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев:
«Решение Верховного суда закономерно. Организация, создававшаяся для восстановления исторической правды и сохранения памяти о жертвах политических репрессий, упорно игнорировала требования наших законов и вышла в своей деятельности далеко за рамки заявленных целей»
Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов:
«Я глубоко разочарован и опечален этим решением. Могу сказать, что это плевок в лицо всем жертвам массовых репрессий – и лично мне и моим родным. В 1937 году моего дедушку, простого русского крестьянина Емельяна Еремеевича Миронова расстреляли на опушке Семичёвского бора на Смоленщине. За что? Да ни за что!!! Просто выполняли план по «врагам народа». Нашли «врага народа»… Палачи проклятые. «Мемориал» долгие годы собирал документальные свидетельства, данные о репрессированных. Организация была хранителем памяти о трагических страницах истории нашей страны. И мы не должны об этом забывать! Да, был террор, были депортации, были перегибы, а не только Победа и космос. Считаю решение Верховного суда фатальной ошибкой, государство провалило экзамен по собственной истории».
Политик Дмитрий Гудков:
«Политес палачей соблюден. Сначала «Международный Мемориал» ликвидирует Верховный суд, а завтра уже Мосгорсуд проедет катком по Правозащитному. Старшинство судей — это главное. Вот только ни память они не уничтожат, ни политзаключенных не смогут в глазах общества объявить преступниками. А что нам объявлена война на уничтожение, это не новость. Только на длинной дистанции выиграем все равно мы: они на ней просто вымрут»
Публицист Виктор Шендерович:
«Ликвидация «Мемориала» — пустые хлопоты в этом подлом казенном доме. Кто может нам запретить помнить наших убитых? Убийцы суетятся напрасно. Просто урок нам: в следующий раз «не экономить на осиновых кольях», как сформулировал Лев Рубинштейн»
Военный корреспондент Издательского дома «Комсомольская правда» Александр Коц:
«Мне кажется, под занавес 2021 года как минимум лукавство и ханжество говорить, что «Мемориал» занимался исследованиями репрессий. Никому эти репрессии в контексте деятельности организации интересны не были. При этом «Мемориал» долгие годы пытался легитимировать в России настоящих экстремистов и террористов, которые к сталинским репрессиям никакого отношения не имели. Поэтому не надо тут рассказывать про «научно-просветительскую» работу. За что боролись, на то и напоролись»
Глава московского Центра паллиативной помощи, учредитель фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер:
«Позор. Позор, с которым стыдно жить в одно время. <…> «Мемориал» — одно из достойнейших начинаний страны. «Мемориал» — это память. Память нельзя ликвидировать, нельзя убить. Судебной системы нет. Никто, никто, ни самые распростые жители страны, ни руководство страны, никто не верит в судебную власть в России. Все ее ненавидят и боятся. Нет, не боятся. Презирают. Ненавидят и презирают. Интересно, привлекут ли меня к ответственности за эти слова… Поглядим. <…> ПАМЯТЬ НЕЛЬЗЯ ЛИКВИДИРОВАТЬ. Позор»
Глава общественного движения «Ветераны России» Ильдар Резяпов:
«Мы поддерживаем решение Верховного суда Российской Федерации, поддерживаем иск Генеральной прокуратуры в отношении «Мемориала». Их [«Мемориала»] задача — охаять СССР, фальсифицировать историю, обелить нацистов. На что они опираются, зачем это делают? Надо задавать вопросы их покровителям»
Журналиста Катерина Гордеева:
«Верховный суд России своим решением ликвидировал «Международный Мемориал» (признан иностранным агентом), на плечах которого несколько десятков лет лежал тяжелейший труд по выцарапыванию из темных архивов правды об истории нашей страны, по защите прав тех, у кого отобрали слово, по защите нас и нашей памяти. Много всякого говна случилось с нами в последнее время. Но то, что произошло сегодня — это катастрофа. Если представить себе страну как человека, то это если бы в человеке ликвидировали совесть и память и отправили жить дальше»
Главный редактор издания Republic* Дмитрий Колезев:
«Если честно, я не верил, до последнего надеялся, что этого не случится. Очень печальное, вредное, ошибочное решение. Которое сильно добавляет пессимизма по поводу перспективы происходящего в России. Потому что главный смысл существования «Мемориала» — сохранять память о репрессиях, чтобы государственные преступления не повторились в будущем. А если государство запрещает сохранять эту память, то не трудно догадаться, к чему оно движется»
Член конституционного комитета Совфеда Ольга Ковитиди
«В западных СМИ ставят «Мемориал» в один ряд с экстремистскими структурами [оппозиционера Алексея] Навального и высказывают опасения, что будут перекрыты связанные с этой организацией каналы финансирования <…> Очевидно, что для США и их партнеров реальный интерес представляет только та часть деятельности «Мемориала», которая может быть использована в деструктивных целях против России»
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский:
«Кроме слова «Позор!» прокурорам и судьям — ничего. Как же наследники палачей боятся тех, кто хранит память о преступлениях. И да, это решение не могло быть принято без согласия (или инициативы) Путина. Он — прямой его виновник»
Журналистка Марианна Максимовская:
«Общество «Мемориал» восстанавливало память о безвинно репрессированных и сохраняло память о преступлениях сталинского режима. Сегодняшнее решение суда о ликвидации «Мемориала» (ранее был признан иностранным агентом) ляжет тяжёлым отпечатком на имидж судебной власти страны. Как бы ни относились силовики к этой организации. Странно это не понимать»
Правозащитный проект «ОВД-Инфо»*:
«Ликвидация «Международного Мемориала» — это приговор всему российскому гражданскому обществу. <…> И это — не решение о ликвидации организации. «Мемориал» — это институт национальной памяти о временах большого террора и советских репрессиях. Закрытие такого института — это публичное оправдание сталинских репрессий. <…> Сегодня власти громко и внятно заявили: мы готовы перейти от ограничительно-репрессивных мер по отношению к «социально опасным элементам» к чему-то совсем иному. И это приговор не только для общества, но и для элит. Да и для самого политического режима. Последствия для настоящего и будущего нашей страны будут катастрофические»
Журналист Сергей Пархоменко:
«Нет. Ни одного шанса нет у Верховного суда, как и у всей преступной своры, это сделать. Верховный суд попытался уничтожить закон, совесть и достоинство в России. Но ничего у него не вышло. «Мемориал» ликвидировать невозможно. Потому что «Мемориал» — это люди. Они люди несут в себе эти закон, совесть и достоинство»
Юрист Иван Павлов*:
«»Мемориал» начинал правозащитную эпоху в нашей стране, он же ее сегодня и заканчивает. Власть демонстрирует нам, что отныне в информационно-общественном поле не должно быть ничего, никаких медийных проектов, просветительских инициатив и общественных движений. Остается либо отказаться от любой активности, даже худо-бедно компромиссной, либо попасть под каток репрессий. Причем это касается не только организаций, но и частных лиц, у нас ведь даже интерес к истории своей семьи приравнивается к политической деятельности <…> Все мы, включая коллег из «Мемориала», должны искать новые (временные!) форматы и формы для того, чтобы продолжать нашу работу, несмотря ни на что. Да, это новая, мрачная и тяжелая эпоха, но и она закончится»
Журналист Максим Трудолюбов
«Ликвидируя «Мемориал», российское государство пересматривает отношение к истории и к человеку. Современное гражданское общество, для которого «Мемориал» — одна из основ, появилось раньше нынешнего государства. В конце 1980 — начале 90-х была короткая, но важная полоса, когда общество — и прежде всего «Мемориал» — уже было, а государства РФ еще не было. <…> Путин и его коллеги, представители государства <…> пытаются эту работу прекратить, по сути, лишая общество общего дела <…> Ликвидируя «Мемориал», государство утверждает сейчас, что достоинство человека — разменная монета, им можно было платить за бомбы, ракеты и прочее раньше, можно и сейчас»
Экс-глава нижегородского «Центра «Э»» Алексей Трифонов
«Следует признать, что иск прокуратуры о ликвидации «Правозащитного центра Мемориал»; и «Международного Мемориала» – не какая-то прихоть, а суровая необходимость. Ведь данные организации на протяжении долгого времени вместо «культурно-просветительской» и «правозащитной» деятельности занимались подрывом основ существующего политического строя нашей страны. Вся их деятельность носит антиконституционный характер и нарушает законодательство РФ: от медийной поддержки экстремистских и террористических организаций, запрещенных на территории России, до сокрытия статуса иноагента»
Дело о ликвидации «Мемориала»
«Мемориал» – одна из старейших некоммерческих организаций, которая занимается исследованием политических репрессий в СССР и современной России. «Международный Мемориал» был учрежден в Москве в 1992 году. Ему предшествовало Всесоюзное историко-просветительское общество «Мемориал», основанное в 1989 году.
В 2014 году правозащитный центр «Мемориал»* признали иностранным агентом, «Международный Мемориал» — в 2016-м.
11 ноября 2021 года Генпрокуратура обратилась в Верховный суд с требованием ликвидировать «Международный Мемориал», а также подразделения организации. Также в Мосгорсуд был направлен иск от прокуратуры Москвыо ликвидации правозащитного центра «Мемориал». В качестве причины обращения гособвинение назвало «систематические нарушения» закона об иностранных агентах, а также оправдание терроризма и экстремизма.
На заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) 9 декабря президент России Владимир Путин сообщил, что он запросил «дополнительные сведения» о происходящем с «Мемориалом». Глава государства заявил, что всегда с уважением относился к деятельности организации. При этом Путин отметил, что «Мемориал» «неоднократно совершал определенные нарушения, носившие демонстративный характер», что организация причисляла пособников нацистов к жертвам советских репрессий.
«Поэтому надо, конечно, и самому «Мемориалу» отвечать в полной мере в своей текущей деятельности тем гуманным целям, которые заявлены в качестве его основного направления деятельности, и не допускать ничего подобного», — сказал Путин.
*признан в России иноагентом