В 2019 году на День святого Валентина американцы потратили больше $20 млрд, а самих празднующих при этом стало меньше. Во времена высоких технологий, да еще и в бешеном городском ритме, люди предпочитают экономить время: если идти на свидание — то обязательно знать заранее и предпочтения потенциального партнера, и привычки, и социальный статус. Чтобы свидания проходили успешнее, некоторые даже прибегают к услугам тренеров по соблазнению. Как сегодня ищут любовь в большом городе, разбирался корреспондент RTVI в Нью-Йорке Гарри Княгницкий.
Скотт привел Эйприл на Таймс-сквер, чтобы сделать предложение — снова. Впервые она сказала ему «да» 26 лет назад.
Эйприл Орр: «Я встретила его в баре. Но его бабушке мы сказали, что познакомились в церкви. Всем советую так делать».
Таких пар, как чета Орр, в День святого Валентина на Таймс-сквер приходят десятки. Мужья предлагают женам руку и сердце по второму, третьему и так далее разу. Освежают чувства.
Лора Гарсия: «Молодым сегодня сложно повстречать кого-то в большом городе. Потому что ты ничего не знаешь о людях, которые тебя окружают. Откуда они, где выросли, что у них в душе и в голове? Все стало сложно».
100 лет назад в Америке было только 5% одиноких. Сегодня уже почти 30%. Конкретно в Нью-Йорке — ближе к 33%. Статистика разбивает сердца даже матерым тренерам по соблазнению.
Джон Киган, секс-коуч: «Я работаю со знаменитыми актерами и вообще с известными творческими людьми. И вы бы никогда не подумали, что и они могут страдать от одиночества».
Кажется могут быть проблемы, когда есть Tinder — приложение для знакомств? Или, на языке специалистов, для съема. Теперь этим можно заниматься даже в офисе.
Технология вроде бы проста: ставишь лайки максимальному количеству парней или девушек, некоторые отвечают тем же. Выбираешь из них понравившихся. Вступаешь в переписку, договариваешься о свидании.
Психотерапевты говорят, что неумение сконцентрироваться на чем-нибудь одном — это диагноз. Быстрому пролистыванию фотографий придумали даже специальный термин: свайпинг. По словам психотерапевта Юлии Численко, среди ее пациентов таких тиндер-свайперов с каждым годом все больше. Жалуются на одиночество.
Юлия Численко, психотерапевт, доктор наук: «Это стало немножко похоже на супермаркет. Вот мужчины, отдел мужчин. Вот отдел женщин. Возможность контакта увеличилась. А на самом деле, контакт стал более поверхностный. И вот открылась эта большая, большая потребность в глубоком контакте».
Но не сегодня и не вчера люди начали знакомиться по переписке, да еще и вслепую.
В конце 90-х, когда с известного нью-йоркского крыльца выходила героиня мелодрамы «Вам письмо», не то что тиндера и прочих онлайн-площадок для знакомств, — не было смартфонов. Персонажи Тома Хэнкса и Мэг Райан обменивались электронными письмами безо всяких фотографий и лайков. И в результате интернет соединил не просто два одиноких сердца, а двух конкурентов.
В городе, где выживает сильнейший, они хотели уничтожить друг друга. Не зная, что объект ненависти — тот же самый человек, который пишет трогательные письма. Хэппи-энд, финальные титры. Оказывается, переписка с незнакомым человеком может принести самую настоящую любовь. Впрочем, в наше время ни у кого нет времени, надо спешить.
Люди, которым ухаживать некогда и которые считали себя чертовски привлекательными, были всегда, еще за века до появления соцсетей. Иными были только способы выразить сакраментальное «ровно в полночь приходите к амбару, не пожалеете». Правда, амбары нынче не те. И жизнь, опять же, суровее, чем в кино.
Исраэль Иренштайн, консультант по пикапу: «Подкатывая к кому-то, надо не просить, а предлагать. И ощущать себя сногсшибательным парнем, которому есть, что предложить. Только не надо говорить это вслух!»
Исраэль переквалифицировался в тренеры из игроков-неудачников: сам когда-то страдал от неумения знакомиться.
Исраэль Иренштайн, консультант по пикапу: «Я вырос в очень религиозной еврейской семье, в семье хасидов. Они носят пейсы, большие головные уборы и не ходят на свидания. Однажды я познакомился с девушкой в соцсети. Мы общались, все шло хорошо. И тут она пишет — приходи завтра в гости, я испеку печенье, выпьем вина, посмотрим фильм. Я принес вино, она испекла печенье, мы смотрели кино, ели печенье, выпивали, а потом я пошел домой. Я просто не знал, как себя вести. Теперь каждый знает, что если женщина приглашает вас в гости на вино-печенье-кино, то ей нужно не вино, не печенье и не кино».
Чего на самом деле хотят женщины, он говорит и показывает — на этапе знакомства, конечно, — клиентам-мужчинам. Советует не форсировать события, расслабиться и наслаждаться каждой секундой общения. Не выйдет с одной, так получится с другой.
Исраэль Иренштайн: «Если вы ищете, кого снять, тиндер — то, что нужно. Многие женщины пишут — я здесь не для съема. Это не работает. Я могу вам сказать по опыту своих друзей: все девушки, с которыми они переспали на первом свидании, писали на сайте, что они пришли туда не в поисках секса».
Для того Тиндер и придуман. Хочешь — пожалуйста, не хочешь — не надо. Другое дело, что сайт притянул мошенников. По данным Федеральной торговой комиссии США, тиндер стал самой популярной площадкой для вытягиванию денег из сентиментальных доверчивых пользователей. В 2018 году больше 20 тысяч человек перевели на чужие счета около $140 млн — так сильно любили потенциальных партнеров, ни разу не встретив в реальной жизни. Жулики сыграли на главной человеческой слабости. И Юлия Численко утверждает, что это не секс.
Юлия Численко, психотерапевт, доктор наук: «Сейчас уже совершенно точно известно, что детям, когда они рождаются, нужна любовь. Младенцам нужна близость, нужно нежное прикосновение».
Психотерапевты считают, что потребность в любви так же физиологична, как и необходимость в сексе. Да что там психотерапевты: пикап-коучи рассказывают об этом своим клиентам.
Исраэль Иренштайн, консультант по пикапу: «Я верю в любовь. Я учу людей не столько добиваться секса, сколько умению общаться. А как они это будут использовать — их дело».
Скотт и Эйприл в момент знакомства тоже не предполагали, что 26 лет спустя будут стоять на Таймс-сквер, а он в очередной раз сделает ей предложение. И чета Орров снова посмеется над тем, как Скотт подкатил к ней в баре.
Эйприл Орр: «Я подослала к нему подругу, чтобы она спросила, могу ли я сыграть с ним на бильярде. Сначала он поинтересовался — кто твоя подруга? А увидев меня, спросил — есть ли у меня машина? И я вышла за этого человека замуж. Вот за этого. Мистер «Есть ли у тебя машина». Всем нужна тачка. Любовь и тачка — отличное сочетание. Просто поговори с кем-нибудь, и если у тебя есть машина, можешь стать чьей-нибудь женой… Подругой… Да просто девушкой на одну ночь, правда?»
И парочка устраивается на красных ступенях. Вместе с другими зрителями не самого зажигательного шоу, устроенного здесь по случаю Дня святого Валентина. Таймс-сквер сдержанно приветствует ветеранов любовного фронта — их тут большинство. Почти всем за 40. Кое-кто поглядывает в телефоны. Одни постят снимки, другие что-то увлеченно разглядывают.