Грузинский телеведущий Георгий Габуния 7 июля во время передачи на телеканале «Рустави 2» на русском языке нецензурно оскорбил президента России Владимира Путина и его родителей. За это Габунию отстранили от эфира. Генеральный продюсер телеканала «Матч ТВ», журналистка Тина Канделаки в интервью RTVI рассказала, как оценивает эту ситуацию, и объяснила, почему считает выступление Габунии согласованной акцией, за которой стоит Михаил Саакашвили.
Здравствуйте, Тина. Вы не могли бы сказать, как относитесь к высказываниям Георгия Габунии в эфире телеканала «Рустави 2»?
Тина Канделки: Вы знаете, я уже в телеграм-канале у себя неоднократно писала и еще раз могу повторить, что высказывания господина Габунии и высказыванием язык не поворачивается назвать. Это такая политическая истерика, политическое хулиганство, истошный вопль перед закрытием телеканала «Рустави 2». Не закрытием, точнее, а передачей канала другим людям, которые не являются сподвижниками Саакашвили. Там весь сыр-бор происходит по одной простой причине: этот канал уже долгие годы находится в руках Михаила Саакашвили и его сподвижников. Кстати, у некоторых из них не только грузинское гражданство, о чем я чуть позже напишу в телеграме. Я думаю, все будут очень сильно удивлены, кто и откуда финансирует этот канал. Но это будет позже.
Генеральный директор телеканала «Рустави 2» Николоз Гварамия говорил, в том числе и в эфире RTVI, что выступление Габунии ни с кем не согласовывалось, и подчеркивал, что между Саакашвили и телеканалом нет связи. Сам Саакашвили тоже говорит, что непричастен к выступлению Габунии. Почему вы считаете, что за этим стоит бывший президент Грузии?
Т.К.: Давайте пойдем по порядку. Вы знаете, какой бюджет у этого телеканала? Вы же работаете на телевидении, вы же наверняка знаете, что телевидение не может просто так работать. Оно может работать, только если получает финансирование. Правда же? Надеюсь, вы дальше понимаете, что в Грузии не самый большой рекламный рынок, и абсолютно очевидно, что такой канал финансируется не только благодаря заработкам на рекламе. А если быть совсем точной, каждый год канал дофинансируется на пять-шесть миллионов. Внимательно читайте мой телеграм-канал, и я вам раскрою, откуда приходят эти деньги и кто платит за весь этот концерт. А так как тот, кто платит за весь этот концерт, является прямым сподвижником Саакашвили, я хочу еще раз вас спросить: канал, который финансово контролируется людьми, связанными с Саакашвили, по-вашему, не согласовывает эфирную политику с Саакашвили? Смешно. «Что же он посты трет в фейсбуке?» — возникает тогда вопрос.
То есть вы уверены, что случившееся было согласовано с Саакашвили и даже, возможно, осуществлено по его заказу, верно?
Т.К.: Это абсолютно согласованная акция, связанная с тем, что 18 июля — последний час Х. Ну и, конечно, после 20 июня грузинские власти достаточно мягко отреагировали, это дало радикалам уверенность, что ситуацию можно эскалировать. И они ее эскалировали, вот что они сделали.
Говоря про час Х, вы говорите о споре в ЕСПЧ о принадлежности телеканала?
Т.К.: Конечно. И все надеются, что этот канал будет передан другому человеку, который никакого отношения к Саакашвили не имеет. Вы же прекрасно знаете, что канал ведет полностью просаакашвиливскую политику. Вы его, наверное, вряд ли смотрите, потому что не знаете грузинского, а я его смотрю.
Скажите, а зачем это нужно Саакашвили? Неужели он действительно мечтает вернуться в большую грузинскую политику?
Т.К.: Вы знаете, Саакашвили с 2008 года планомерно демонстрирует всему миру абсолютный политический цинизм и желание находиться во главе Грузии. Конечно, он хочет вернуться. Его супруга выдвигалась в мэры Зугдиди, что для меня вообще невероятно. Каким образом может эта женщина, супруга бывшего президента, выдвигаться в мэры Зугдиди и на основании чего? Она вместе с его сторонниками находится в Грузии. Националы и радикалы, которые его поддерживают, являются меньшинством, но тем не менее очень хорошо финансируются партией. У них есть деньги, чтобы проводить все эти акции. Он находится за пределами Грузии. Те грузины, кто ездит в Киев, без труда его фотографируют, выкладывают эти фотографии: он в ресторанах, без охраны, с девушками. Вообще несложно с ним встретиться и поговорить.
Киевская история тоже очевидна. Все вы прекрасно знаете, что долгое время он пытался легализоваться в украинской политике. После победы Владимира Зеленского на выборах ему в очередной раз отказали в претензиях на губернаторство Одессы. Тем не менее говорят, что его как-то финансово поддержали — судя по тому, как он активизировался в Грузии.
Слова Габунии вызвали акции протеста возле редакции. Как вы оцениваете эти выступления и вы, может быть, имели какое-то отношение к этим событиям?
Т.К.: Я никакого отношения к этим событиям иметь не могу, потому что я не живу в Грузии, я не имею никакого отношения к телеканалу «Рустави 2». Я двадцать лет живу в России и всю свою жизнь я борюсь, насколько могу, с национализмом. Я окончила русскую школу для детей военных. Это было решением моего отца, чистокровного грузина, Гиви Шалвовича Канделаки. Даже тогда, когда националы получили партию и возможность быть услышанными и приобрели какую-то легитимность, мой отец, несмотря ни на что, заставил меня окончить русскую школу. Он считал, что показатель силы человека —мультикультурность, а не национализм. Поэтому я с этим борюсь много лет.
То есть вы бы оценили эту акцию протеста как выступление против национализма в целом?
Т.К.: То, что сказал Габуния, невозможно оценить ни с какой точки зрения. Можно дать только очень однозначную оценку: он абсолютный негодяй, отморозок и человек, который на самом деле подставляет весь народ. Почему? Потому что у народа нет такого рупора. И мнение грузин, к сожалению, сегодня свелось к жующему галстук Саакашвили и к психически неуравновешенному и, скорее всего, больному человеку, господину Габунии. Грузин гораздо больше, они живут и за пределами Грузии: нас больше полутора миллионов по всему миру. И у этих грузин нет рупора, нет возможности ответить на такую выходку, кроме как подняться, объединиться и прийти к «Рустави 2», что грузины и сделали. Если вы внимательно следили за прямым эфиром, там было очень много показательных внутригрузинских акций, высказываний и комментариев о поведении господина Габунии. Все-таки это Кавказ, как вы знаете, и грузинские мужчины, конечно, немного другие. Поэтому я не знаю, как он дальше сможет жить в Грузии. Я поставлю вопрос так: думаю, ему будет очень трудно оставаться на территории Грузии, которую он из-за своего поведения поставил в самую что ни на есть тупиковую ситуацию.
Вопрос идет даже не о его карьере, а о жизни в стране, правильно?
Т.К.: Я думаю, что это никто не простит. Я не знаю, с чем сравнивать такие выходки на телевидении. Этого никогда и нигде в мире не было. Задеты честь и достоинство родителей президента другой страны. Это недопустимо ни в одной стране мира. Вы, наверное, видели лайв: там окружили канал, и Габуния стал писать в фейсбуке, что если его безопасность не будет соблюдена, если прольется кровь и если его не спасут, он обвинит во всем правительство Грузии. У меня только один вопрос: он о законе не думал, когда выступал?. Его поведение обсуждать бессмысленно. Чем больше мы его обсуждаем, тем больше мы ему придаем значимости. А он — никто. Он пешка в руках Михаила Николаевича Саакашвили.
Как вы думаете, неужели перед выступлением Габуния об этом не думал и не оценивал риски?
Т.К.: Я не Фрейд, чтобы оценивать поступки психически неполноценных или неуравновешенных людей. Я не могу дать оценку тому, что происходит в голове у человека, который планирует через две минуты выйти в эфир и подставить весь народ и всю свою страну. Оказывается, некоторым перед эфиром нужно освидетельствование. Я не знаю, о чем он думал. Но он, если уж говорить с более холодным рассудком, абсолютный пример того, как многие политические экстремисты, коим является Саакашвили, настолько умело манипулируют людьми, зомбируют их, что те теряют чувство реальности. Они перестают понимать цену своим поступкам и последствия, которые эти поступки могут принести. Я очень надеюсь, что вот это вот зомбирование, которое Михаилу Николаевичу удалось, к сожалению, посеять в умах небольшой группы людей, ни в коей мере не поставит грузинский народ и Грузию под удар.
Должна ли Россия как-то реагировать на эту выходку? Что теперь ждет российско-грузинские отношения?
Т.К.: Я надеюсь, что [Россия отреагирует — прим. RTVI] мудро. Еще раз повторю, что грузинский народ не Саакашвили. Саакашвили мечтает о том, чтобы были санкции, мечтает об их усилении. Если это случится, Саакашвили добьется своих целей. Он не хочет, чтобы отношения между двумя нашими странами нормализовались. Давайте будем надеяться, что произойдет не так, как рассчитывает Михаил Николаевич.
То есть вы считаете, что России нужно мягко на это отреагировать?
Т.К.: Я на это очень сильно надеюсь, потому что считаю, что грузинский народ не заслуживает того будущего, к которому его пытается подтолкнуть Саакашвили.