По итогам выборов в Казахстане, которые прошли 20 ноября, с большим отрывом победил Касым-Жомарт Токаев. Он набрал 81,3% голосов избирателей при явке в 69,44%, заявил во вторник, 22 ноября, председатель ЦИК Нурлан Абдиров. Кто противостоял Токаеву и какие реформы он собирается провести в Казахстане, разбирался RTVI.

Голосуй за «наемного менеджера»

Помимо Токаева в выборах участвовали еще пять кандидатов: директор Института исследований современного общества Мейрам Кажыкен, председатель комитета АПК президиума Национальной палаты предпринимателей Жигули Дайрабаев, общественные активистки Каракат Абден и Салтанат Турсынбекова, социал-демократ Нурлан Ауесбаев. Соперники Токаева не пользовались широкой общественной поддержкой до выборов и зарегистрировались для участия в них примерно за два месяца до голосования. Ни один из кандидатов в президенты кроме Токаева не собрал более 4%. Второй по популярности выбор избирателей — «против всех». Еще шесть кандидатов не были зарегистрированы.

Токаев одержал верх под лозунгом «Справедливый Казахстан — для всех и каждого», призывая избирателей проголосовать так, будто они выбирают «наемного менеджера». «В моем понимании, президент — наемный менеджер, с которым народ заключает контракт на определенный период. Тот, кто занимает высший государственный пост в стране в результате свободного волеизъявления граждан, фактически подписывает контракт, скрепленный голосами миллионов соотечественников», — подчеркнул глава государства.

Инициативу о проведении внеочередных выборов Токаев озвучил 1 сентября 2022 года в ходе своего Послания народу Казахстана. Тогда же он предложил сократить количество президентских сроков с двух до одного, но одновременно увеличить срок одного президентства с пяти до семи лет. Эти поправки были приняты 17 сентября 2022 года. «Как вы знаете, очередные выборы Президента должны состояться в 2024 году, а Парламента — в 2025 году. Считаю необходимым приступить к комплексной перезагрузке ключевых государственных институтов в соответствии с новой стратегией. <…> Предлагаю осенью текущего года провести внеочередные президентские выборы», — объяснил свое решение Токаев в Послании. Внеочередные выборы в казахстанский парламент намечены на весну 2023 года.

Очередные внеочередные

Касым-Жомарт Токаев впервые стал президентом не по итогам выборов, а после ухода предыдущего лидера страны — Нурсултана Назарбаева в марте 2019 года. В соответствии с Конституцией Казахстана, власть после ухода Назарбаева должна была перейти к председателю Сената Парламента, кем и был в Токаев в то время.

Всего месяц работы Токаев объявил о внеочередных выборах, по итогам которых набрал более 70,6% голосов. По словам самого Токаева, тогда внеочередные выборы понадобились, чтобы «снять любую неопределенность». По мнению научного сотрудника Центра Карнеги* Темура Умарова, выборы в этом году проводятся в максимально удобный для нынешнего президента момент. За два месяца к голосованию не успели подготовиться ни структурная оппозиция, ни политактивисты. Жесткие действия Токаева по отношению к семье Нурсултана Назарбаева и нейтральная позиция по украинскому вопросу создает в глазах народа образ самостоятельного политика, не зависящего ни от Назарбаева, ни от Москвы, считает Умаров. Внеочередные выборы не только дают возможность занимать должность президента еще следующие семь лет, но также легитимизируют Токаева в этом новом статусе, резюмировал эксперт.

Что планирует Токаев делать дальше

После январских протестов в Казахстане в марте Токаев объявил о начале проведения комплексных реформ, которые предполагают:

  • переход от суперпрезидентской форме правления к усилению позиция парламента
  • переход к смешанной избирательной системе и упрощение регистрации партий
  • повышение конкурентоспособности СМИ и усиление института гражданского общества
  • децентрализацию местного самоуправления

По итогам проведения референдума по внесению поправок в конституции также была отменена смертная казнь и исключены все упоминания первого президента из конституции. 6 ноября в Казахстане был создан Конституционный суд, утвержден статус уполномоченного по правам человека и усилена роль генпрокурора.

Казахстанские власти ответили на беспорядки в январе не ужесточением, а движением в сторону демократизации, а поэтому ожидания от новых инициатив Токаева высоки, констатирует Темур Умаров. При этом сложно предположить, будут ли запланированные реформы реализованы. «Вполне возможно, что президент Казахстана действительно не кривит душой, когда говорит, что хотел бы трансформировать политическую систему. Однако дальше обстоятельства и внутри страны, и вокруг нее могут складываться так, что демократизацию каждый раз придется откладывать, а вместо этого укреплять президентские позиции», — отметил эксперт.

*Российский филиал был закрыт решением Минюста