Галицкий районный суд города Львова приступил к рассмотрению по существу дела 73-летнего бывшего майора КГБ Александра Косторного, обвиняемого в госизмене. По утверждению следствия, он передал российским военным координаты казарм украинских военных и палаточного лагеря бойцов Иностранного легиона Украины на Яворском полигоне. В результате ракетного удара, который произошел 13 марта 2022 года, эти объекты были разрушены. По официальным данным, погиб 61 украинский военнослужащий и еще 160 были ранены. О жертвах среди иностранцев не сообщалось. По мнению админа телеграм-канала TrackANaziMerc, отслеживающего иностранных бойцов на Украине, предположительно, погибли до ста человек. Если суд сочтет вину 73-летнего Косторного доказанной, ему грозит от 12 до 15 лет заключения. В перипетиях дела разбирался спецкор RTVI Алексей Сочнев.

Яворовский военный полигон — один из крупнейших на Украине — служил основной площадкой для проведения международных военных учений. Назван так по своему расположению в Яворовском районе Львовской области, в 30-ти километрах от Львова и 20-ти от Польши. Командный центр полигона находится в селе Старичи. С 1995 года до нынешнего времени Украина проводила там вместе с НАТО учения «Щит мира». После февраля 22-го полигон стал одним из основных центров подготовки иностранных бойцов. Здесь же проходили обучение несколько тысяч мобилизованных украинцев.

Кто такой Александр Косторный

Майор КГБ УССР в отставке, вице-президент Ассоциации детективных служб Украины ARSS. Разрабатывал законодательные основы детективного дела еще в СССР. После развала Союза его проект был принят в России без изменений в качестве закона “О частной детективной и охранной деятельности”. До 2014 года штаб-квартира ARSS размещалась в Луганске, последний съезд прошел в 2013 году в Ялте.

Во Львове Косторный был хорошо известен, он возглавлял общественную организацию “Русское общество им. А. Пушкина”. В украинских СМИ его называют “одним из лидеров пророссийского движения” в городе. Жена Косторного преподавала русский язык во львовском лицее №52.

В 2000-х Косторный баллотировался в Верховную Раду от ныне запрещенных Компартии Украины (КПУ) и Прогрессивной социалистической партии Украины (ПСПУ). После Майдана Косторный публично критиковал радикальный национализм новых властей Украины и заявлял о намеренной фашизации общества, выступал против героизации бандеровцев и требовал равноправия для всех населяющих Украину народов. Вместе с женой был членом Международного общества прав человека (МОПЧ) — аффилированной с ООН правозащитной организации с центральным офисом во Франкфурте-на-Майне, где координировал проект по предотвращению пыток в украинских тюрьмах.

9 мая 2015 года на Косторного напали ультраправые активисты, когда тот возлагал цветы у мемориала на Холме славы. В 2017 году в помещении Российского культурного центра Львова, где размещалось и “Русское общество им. А. Пушкина”, был проведен обыск в рамках уголовного дела в отношении газеты «Русский вестник» (газета культурного центра) за публикации, якобы разжигающие национальную рознь и унижающие достоинство украинцев. После обыска РКЦ и общество Касторного выселили из помещения . В ноябре 2021 суд освободил главреда «Русского вестника» Александра Катачина от уголовной ответственности по истечению сроков давности.

Церемония похорон четырех украинских военнослужащих, погибших во время авиаудара по военной базе в Яворове, в церкви во Львове, Украина, 15 марта 2022 года
Bernat Armangue / AP

Позиция обвинения

Служба безопасности Украины задержала Косторного 27 июня 2022 года. С тех пор он находится в СИЗО. По версии следствия, он передал российским спецслужбам данные о расположенных в Яворском районе военных объектах.

В суде прокурор Андрей Никеруй огласил обвинительный акт с подробной версией следствия, из которой следует, что 19 июля 2021 года Косторный пришел в офис лесного хозяйства «Старичи». Это организация объединяет местных жителей, которые охотятся и ловят рыбу в угодьях Яворовского района, рядом с военным полигоном. Там Косторный сфотографировал на телефон карту грибных угодий, на которой, в том числе, были отмечены военные городки и дороги.

Прокуратура считает, что подсудимый является членом российской подпольной агентурной сети и сделал это по заданию другого пророссийского активиста из Львова, 75-летнего Александра Свистунова, который в 2014 году переехал в Крым, где оформил российское гражданство. По версии прокурора Никеруя, 4 марта 2022 года Косторный “отметил на этой карте размещение казарм, общежитий и другую информацию”. После чего отправил через телеграм эти сведения оперативнику ФСБ Юрию Водолазскому.

По утверждению СБУ, Водолазский — это 41-летний уроженец Казахстана и гражданин России, оперативный сотрудник 9-го управления департамента оперативной информации 5-й службы ФСБ. Дело Косторного — не первое, где он фигурирует. Ранее СБУ обвинила в сотрудничестве с ФСБ экс-сотрудников секретариата Кабинета министров Украины Анатолия Бая и Виталия Гордина, а также помощника народного депутата от партии «Слуга народа» Юрия Здебского. Во всех этих делах в качестве контактного лица СБУ указывает Юрия Вололазского.

В телефоне Косторного СБУ нашла шесть контактов с российскими телефонными номерами: Александра Свистунова, Виктора Барановского (еще один старый коллега Косторного по КГБ) , некой «Лидии», некой «Ольги, продюсера из России», журналистки Юлии Акчуриной и еще одного неустановленного контакта.

В ходе последнего заседания прокурор обнародовал фотографию карты грибных угодий, сделанную Косторным, а также скриншоты переписки по электронной почте со Свистуновым и ,в телеграме, с неким “Игорем Водолазовым”.

Особый акцент прокурор сделал на сообщении от “Водолазова”: «Нужны координаты этого и любых других объектов. Где могут быть железки и иностранные грибы… Вообще нет понятной инфы по той стороне. Адреса какие то, привязки, фотографии, что есть сюда шлите».

Якобы именно после этой просьбы Косторный выслал старое фото грибных угодий. По мнению прокуратуры, “Водолазов” просил дать больше информации. На что Косторный ответил ему: «Увы, ничего узнать не удалось».

Кроме того, чтобы убедить суд в регулярной работе обвиняемого на Россию, прокурор обнародовал переписку Косторного с российской журналисткой и режиссером Юлией Акчуриной. В 2015 году она обращалась к Косторному за комментариями по событиям на Украине и включала его в прямой эфир телеканала “Россия 1”. Прокуратура трактует эти действия как “помощь российским СМИ в создании пропагандистских материалов об Украине”.

“Коротко — у меня сорвали георгиевскую на Холме Славы, ее топтали, сожгли, милиция безмолвствовала. Сейчас провел собрание русских организаций Львовщины, есть видео. Нацики написали запросы в СБУ и МВД о шабаше русских сепаратистов во Львове, в воскресенье попытались провести новое мероприятие”, — цитирует прокуратура сообщение Косторного, направленное Акчуриной.

Работой на Россию прокурор также посчитал мероприятия, посвященные памяти поэта Александра Пушкина, которые Косторный организовал во Львове в 2017 году. О том, что он причастен к этим мероприятиям, “свидетельствуют найденные на его компьютере файлы: “Русский золотой век”, “Бюст Пушкина в Заболотцах”, “Возложение цветов Пушкину”, “Идем к Пушкину”.

Исходя из переписки Косторного становится понятно, что он был соратником братьев-близнецов Александра и Михаила Кононовичей — руководителей Антифашистского комитета Украины. Кононовичей арестовали за посты в соцсетях 2 марта 2022 года, СБУ заподозрила их в работе на спецслужбы России и Беларуси.

Позиция Косторного и его защиты

Косторный вины не признает. В суде он заявил, что переписывался со своим другом Свистуновым, писал на два адреса, так как у того перебои со связью и он сам попросил так писать. Обсуждал с ним политику и события на Украине и во Львове. Признает, что отправил другу схему охотничье-рыболовного хозяйства «Старичи», чтобы показать другу, куда ходит собирать грибы ( раньше, когда Свистунов жил во Львове, они ходили по грибы вместе).

Существование сотрудника ФСБ Водолазского и общение с ним Косторный отрицает. Также он отметил, что не понимает, на каком основании прокуратура водит на заседания матерей погибших солдат, так как в деле об ударе по полигону никто из них не проходит в качестве потерпевшей стороны.

На одном из заседаний между ним и матерью пропавшего без вести военнослужащего Романа Пьюрыка Марией произошла словесная перепалка:

— Что вы глупости говорите?! Если б вы были не причем, вас бы тут не держали. Моего сына через два месяца уже год, как не будет. Погибло столько людей! — кричит Мария Пьюрык и показывает фото сына Косторному, который находится в пластиковом боксе.

— А я причем?! — кричит Косторный в ответ. — Вы спросите руководство полигона, почему не были построены защитные сооружения!

Плачущая женщина во время похоронной процессии украинских военнослужащих, погибших при ракетном ударе по тренировочной базе в Яворове. Старичи, Украина, 16 марта 2022 года
Bernat Armangue / AP

Косторного на суде представляет адвокат Ярослав Гандзюлевич. Он считает, что в деле нет доказательств, подтверждающих вину Косторного. По словам защитника, на схеме, которую переслал его клиент, не указаны ни казармы, ни Яворовский полигон как структура, сама схема не является секретной, много лет висит в рыбацком хозяйстве в Старичах и есть в открытом доступе.

“Я бы попросил уважаемый суд, обязать прокурора предоставить более четкую, какую-то увеличенную фотографию этого скриншота, именно полигона. Еще раз обращаю внимание суда, что в соответствии с материалами дела посылалась схема рыболовного хозяйства в Старичах. А Старичи находятся на территории полигона. То, что сейчас дал прокурор, оно совершенно непонятно. Мы видим только общие контуры, а что там указано «Гвардейское», или какие-либо другие обозначения — их нет! Поэтому непонятно откуда это доказательство взялось в обвинительном заключении”, — заявил в суде Ярослав Гандзюлевич.

По поводу якобы переписки Косторного с сотрудником ФСБ, адвокат заявил, что скриншот, представленный прокурором — нечитаем, поэтому этот файл не может быть доказательством по делу. Гандзюлевич считает, что вся версия прокуратуры построена на предположениях, и он будет доказывать невиновность своего клиента.

На следующих заседаниях суд приступит к исследованию письменных и вещественных доказательств. Затем последует допрос свидетелей и самого подсудимого.