В Германии опубликованы последние результаты опросов перед выборами в бундестаг. Они пройдут в воскресенье, 23 февраля, досрочно из-за распада «светофорной» коалиции Олафа Шольца. Его Социал-демократической партии предрекают лишь третье место — после «Альтернативы для Германии» и фаворитов гонки — консервативного блока ХДС/ХСС. Тем временем лидер христианских демократов Фридрих Мерц, который, вероятнее всего, займет кресло канцлера, не пользуется популярностью у женщин ФРГ. О гендерном разрыве среди немецких избирателей — в материале RTVI.

Кого больше любят

«Не секрет, что бывший канцлер Германии Ангела Меркель не в восторге от нынешнего консервативного лидера Фридриха Мерца. Но она не единственная женщина, о которой Мерцу приходится беспокоиться. Результаты опросов, которые окрестили «женской проблемой» Мерца, раз за разом указывают на значительный гендерный разрыв в предпочтениях относительно вероятного следующего канцлера ФРГ», — признает Politico.

По данным опроса института Ipsos, опубликованного в начале февраля, среди мужчин 21% назвали наиболее подходящим политиком на пост канцлера Фридриха Мерца, 20% — кандидатку от «Альтернативы для Германии» Алис Вайдель, по 12% — сопредседателя «Зеленых», вице-канцлера и министра экономики Роберта Хабека и социал-демократического канцлера Олафа Шольца.

Среди избирательниц расклад иной: всего 15% хотели бы видеть канцлером Мерца, 14% — Вайдель, 12% — Хабека и 9% — Шольца.

Также 30% мужчин и 37% женщин не хотят ни одного из кандидатов, а 5% немцев и 13% немок не определились.

Получается, что у немецких избирательниц нет явного фаворита, а в поддержке Хабека и Шольца нет особенного гендерного разрыва.

А еще гендерная принадлежность самих политиков большого значения не имеет — пример тому первый в истории кандидат от АдГ, а точнее — кандидатка. Традиционный электорат крайне правых, скорее, мужской, чем женский, вот и Вайдель больше симпатизируют немцы, чем немки. При том что во время дебатов поднималась тема ее нетрадиционного партнерства, что противоречит программным установкам партии, признающей браком только союз между мужчиной и женщиной.

Чтобы завоевать сердца избирательниц, штаб Мерца даже запустил в соцсетях кампанию frauenfuermerz2025, или «Женщины за Мерца-2025». В ней дамы высказываются в поддержку консервативного кандидата. Но пока это не очень помогает.

«Я хочу, чтобы мы поощряли больше женщин идти в политику. Женщины работают и руководят по-другому. Смешанные команды работают лучше. Женщины делают политику лучше», — провозглашал Мерц.

Но в октябре 2024-го он уже заявил обратное — вовсе не обязательно, что в его кабинете будет поровну мужчин и женщин. «Мы не делаем для женщин никаких поблажек», — заявил глава ХДС, припомнив неудачный, по его мнению, опыт социал-демократки Кристины Ламбрехт на посту министра обороны ФРГ с декабря 2021-го по январь 2023 года.

Правда, за два дня до выборов он снова поменял мнение и сказал каналу ZDF, что «даже больше женщин, чем мужчин, могут получить должности» в новом правительстве.

Наблюдатели отмечают, что окружение 69-летнего политика преимущественно мужское. Однако сам он не считает свои взгляды патриархальными. «Если бы это было так, моя жена бы не вышла за меня замуж 40 лет назад», — приводит Politico цитату из его речи 2021 года.

Что говорят последние опросы перед выборами

Между тем последние опросы перед выборами (дальше будут уже экзит-полы после закрытия избирательных участков 23 февраля) показывают, что именно Мерц, видимо, попытается сформировать правительство.

Согласно «Политбарометру» ZDF, если бы выборы состоялись 20 февраля, на них победил бы блок ХДС/ХСС (28%), «Альтернатива для Германии» пришла бы второй (21%), а правящие социал-демократы откатились бы к 16%. Это очевидное поражение для СДПГ, которая в 2021 году выиграла с результатом 25,7%. Четвертая партия, которая по этим раскладам попадает в бундестаг, — Левые (8%).

А вот либералы рискуют остаться за бортом (4,5%). Также, согласно опросам, пятипроцентный барьер не преодолевает отпочковавшийся от Левых «Союз Сары Вагенкнехт», хотя он показал успех на последних земельных выборах на востоке страны.