Ровно год назад, 21 сентября, президент Владимир Путин подписал указ о частичной мобилизации. После этого из России уехали тысячи мужчин призывного возраста, не желающих принимать участие в боевых действиях на Украине. Подсчитать точное число уехавших невозможно. Издание The Bell* в конце 2022 года писало, что минимум 566 тыс. человек уехало и закрепилось в странах, наиболее популярных среди российских релокантов. RTVI поговорил с уехавшими россиянами об их новой жизни за рубежом.

Личный архив Егора Лавренчука

Егор Лавренчук, журналист, основатель профессионального объединения «Институт стенограммы». Год назад уехал в Турцию, сейчас живет в Индии

Работа и деньги. Сейчас работаю на себя, принимаю заказы через сайт. Нам заказывают копирайтинг, стенограммы, аналитику. Заказы разные, но в целом примерно то же самое я делал и до релокации. Деньги из России получаю через крипту. Я своему товарищу на счет скидываю рубли, а он мне уже налом отдает рупии. Как он это делает, для меня до сих пор не очень ясно — он пытался объяснять, но я все равно ничего не понял.

Жилье. Сейчас с учетом курса нам с девушкой ежемесячная аренда дома обходится примерно в 20 тысяч рублей. Это за сто квадратных метров. Еще где-то тысячу рублей мы платим за свет. А вода тут бесплатно — из скважины. Искать жилье здесь можно так: ездишь по деревням и в понравившихся спрашиваешь, кто сдает жилье. Есть еще группы русские типа goa.people, там через риэлторов найти можно. Берут они до 3 тысяч рублей за свои услуги.

Личный архив Егора Лавренчука

Легализация. Можно попробовать поступить в местный институт. Говорят, это вообще несложно, просто собеседование проходишь. Есть еще вариант — бизнес-виза. Вот по ней мы с девушкой и живем. Все то же самое, что и обычная виза по документам требует, только стоит дороже.

Отношение к россиянам. Местные жители относятся к русским индифферентно. У них все белые на одно лицо и отношение ко всем приветливо-нейтральное. Но это только в Гоа, за пределами штата все белые, как павлины на Чукотке.

Мы организовали что-то вроде клуба по интересам, музыкальный лекторий. Проводим встречи, посвященные различным группам. Ведущий рассказывает о биографии музыкантов, показывает клипы на проекторе. Потом, как правило, фуршет, обсуждение. Я, например, про The Pixies и про Sisters of Mercy рассказывал.

Дмитрий, 28 лет. По образованию переводчик. Уехал из России сначала в Грузию, позднее переехал в Армению, дальше — в Индию. Побывал на Шри-Ланке, сейчас живет во Вьетнаме

Работа и деньги. Сейчас устроился учителем. До этого сдавал квартиру. До того как уехал, работал в Москве переводчиком в маркетинговом агентстве. Было очень хорошо. Деньги из России получаю или через «Золотую корону» на грузинскую карту, или с помощью битков.

Жилье. В среднем у меня было жилье за сотню баксов в месяц, включая коммуналку. Искал или по местным сайтам-аналогам Авито, или на Фейсбуке в группах, посвященных жилью, ну или, конечно, по русским чатам в телеге (они, впрочем, очень редко полезны).

Отношение к россиянам. На моем опыте — нормально, но скорее потому, что в странах, где я был, всем плевать. В Армении крен больше в положительную сторону: нас, конечно, больше не одобряют («нас» — в смысле Путина), потому что не поддержали, оставили «один на один с турками». Но всё еще сильны воспоминания о том, что Россия — это друг. И это, конечно, очень приятно.

Личный архив Дмитрия

С диаспорой я почти не контактировал. Когда контактировал, это были люди, которые тоже, ну как сказать помягче, живут потихонечку, перебиваются шабашками, такие кабанчики в движении. Второй тип: люди, ушедшие в глубокий отказ, мол, ничего не происходит. Что ты тут тогда делаешь, брат? Случилось что?

Михаил, журналист. Живет в Сербии

Работа и деньги. Где работал, там и работаю — я журналист, редактор. В целом для моей работы присутствие в офисе не обязательно, а Zoom пока есть везде, где есть интернет. Деньги из Роccии перевожу на казахстанскую карточку Kaspi Bank через «Золотую корону» — поначалу я три месяца жил в Казахстане, успел получить ИИН (казахстанский ИНН), открыть счет. Счет в тенге, так что получается сначала конверсия по неудобному курсу, а потом еще и платишь ей в сербских динарах. Деньги за квартиру, которую сдаю, перевожу таким же образом. Самое главное, переводить по «Короне» средства, чтобы их можно было зачислить прямо на карту — только неподсанкционного банка. Так что еще и перевожу (внутри России) со Сбера в другой банк, которого пока ограничения не коснулись.

Жилье. Если вы решили положиться на услуги российских риэлторов и почему-то непременно желаете жить в центре Белграда, то вряд ли вам предложат интересный вариант меньше, чем за 900-1000 евро. Если же вы рассмотрите варианты в других общинах Белграда, то там можно и за 400 евро найти сейчас очень даже неплохую квартиру. Для этого есть много форумов-барахолок, на которых в том числе предлагают и снять квартиру. Самая популярная, наверное, halooglasi.com.

Мы живем в общине Чукарица, до центра 20 минут на автобусе. Платим за квартиру 550 евро, еще около 100 уходит на коммунальные услуги. Если отключать бойлер, когда не моетесь и не нужна горячая вода, будет существенно меньше.

Личный архив Михаила

Легализация. Сербию вообще считают страной, в которой ВНЖ получить легко. В основном сюда релоцируются по работе (помимо прочего, тут открыты офисы сербского подразделения «Яндекса»). Можно получить ВНЖ по покупке недвижимости, по открытию ИП или компании (только то, действительно ли вы занимаетесь предпринимательской деятельностью, будет проверяться), по обучению — в том числе ваших несовершеннолетних детей, по браку.

Но недаром в Сербии 300 тысяч россиян, а ВНЖ есть только у 30 тысяч. Дело в том, что у наших стран безвиз, и многие предпочитают просто «визаранить» каждый месяц — то есть пересекать границу, ставить новый штамп в паспорте и жить еще месяц на правах туриста. Есть даже специальные сервисы: загрузились в машину, доехали до Сремска Рача, вышли за шлагбаум сербской таможни, дошли до поворота, а потом обратно.

Отношение к россиянам. Сербия славится своей любовью к русским. И это не просто слова. Действительно, можно найти много мест, где тебе будут рады именно по этому поводу. И при этом вовсе не значит, что все они будут поддерживать то, что происходит между Россией и Украиной. Большинство скажет, что не понимает, что делить двум братским народам и намекнет на то, что происходит что-то ненормальное. К россиянам в целом относятся хорошо — их даже иногда ставят в пример местному населению, поскольку едет в Сербию в основном интеллигенция: вот, мол, посмотрите, воспитанные, не бросают бумажки на улице, вежливые. В любом случае, никто не обвиняет россиян даже в существенном повышении цен на стоимость аренды жилья.

Варвара, 25, раскадровщица, живет в Ереване

Работа и деньги. Еще в Москве я начала работать раскадровщицей. Приехав в Армению, я почти сразу нашла работу в этой области, но зарплаты не хватало для жизни. Поэтому в какой-то момент мне пришлось устроиться работать няней в семью таких же российских релокантов.

В Армении работает платежная система МИР, так что в плане денежного сообщения с Россией проблем нет.

Жилье. За квартиру плачу $500 плюс коммунальные. Летом примерно $35 , зимой — около $85. Искать жилье можно по чатам в телеграме или на местном сайте объявлений list.am

Легализация. В Армении без проблем выдают рабочие визы, если работаешь на армянскую компанию. Так же можно получить ВНЖ при регистрации в квартире и т.д.

Отношение к россиянам. В общей массе к мигрантам из России относятся положительно. По крайней мере, у меня пока не было негативного опыта. Вообще большАя часть населения Армении живет в какой-то ностальгии по СССР и россиян считает своими братьями и друзьями.

Мария, 26, ресурс-менеджер, Тбилиси

Работа и деньги. Работала в международной компании, компания приняла решение уйти из России, все желающие были релоцированы. Сейчас работаю там же. Из России деньги не получаю, скорее есть проблема с добычей рублей, чтобы отправлять их родителям. Но так как много знакомых продолжают работать на российские компании, всегда можно найти с кем поменяться по более выгодному курсу, чем в обменнике.

Жилье. Квартира в Тбилиси обходится сейчас в $600 плюс около $50 за все коммунальные услуги, включая интернет (зимой, скорее всего, будет в разы дороже). Жилье как только не искали, мне было максимально комфортно искать через риелтора, но нашли в результате в чате в телеграме, куда ежедневно постят по сотни объявлений.

Легализация. В Грузии можно находиться 360 дней, визаран сделать достаточно просто. ВНЖ пока что получить практически невозможно, имея российский паспорт. Очень быстро приходит отказ по причине угрозы нацбезопасности. Кто-то предпринимает попытки оспаривать решение в суде.

Отношение к россиянам. Местами встречается агрессия, но, кажется, если не провоцировать, то никаких проблем не возникает. Лично я пока не столкнулась с негативом. Если сравнить с Ереваном, то, я бы сказала, россияне живут не так сплоченно. В творческих кругах все более-менее друг друга знают, ИТ-сфера в основном в своих закрытых компаниях тусуется.

Гриша, 28 лет, живет в Тбилиси

Работа и деньги. На данный момент я в поисках работы. До релокации работал барбером в барбершопе. Деньги из Роccии получаю через «Золотую корону».

Жилье. Аренда обходится в $250 плюс $20 коммунальные услуги. Лучше всего искать через знакомых, так надежнее, так как бывали случаи, когда знакомый уже договаривался с «риелтором» о квартире, а оказывалось, что он к квартире не имел никакого отношения, брал деньги и исчезал.

Отношение к россиянам. Относятся не очень терпимо, но на то есть причины. Я сталкивался с конфликтами на основе того, какое у меня гражданство. Но в таких спорах, как мне кажется, невозможно выйти победителем.

Личный архив Марии

Мария, врач аюрведы и духовный наставник, ведет блог @my_personal_guru. Жила в Албании, Сербии, Индии, Шри-Ланке, сейчас — в Таиланде

Работа и деньги. Мы уехали на Балканы еще до мобилизации, но планировали вернуться. Однако реальность скорректировала планы. На тот момент уже активно фрилансили: я онлайн готовила старшеклассников к ЕГЭ, мой муж Саша — монтировал видео и занимался SMM. Переломным моментом стала экономическая катастрофа с курсом рубля весной прошлого года, когда стало понятно, что надо искать доходы в более твердой валюте. Прожив полгода в Сербии, мы открыли там одну из первых онлайн школ сербского языка для русскоязычных. Потом решили перебраться в Азию, пожили в Индии, на Шри-Ланке и теперь в Таиланде.

Именно путешествуя по разным странам, я поняла, что хочу делиться своими знаниями и наблюдениями с людьми. В Азии я изучаю нетрадиционную медицину и духовную философию. В результате начала вести блог, вести группы поддержки, где девушки из разных стран делятся своими переживаниями. Для многих людей сейчас важно пережить опыт чуда, научиться искать опору в своих ценностях, придать происходящим изменениям в жизни положительный вектор развития. Я сама прошла все стадии эмигрантского отчаяния и нашла свой стержень, теперь хочу помочь и другим людям на этом пути.

У нас остались подработки в России. В частности, я продолжаю заниматься научным консультированием и набираю учеников для подготовки к ЕГЭ. Рубли с российских карт мы переводим в криптовалюты, которые в дальнейшем меняем через посредников в той стране, где находимся в данный момент.

Личный архив Марии

Жилье. В Сербии мы снимали за 400 евро небольшой домик в курортной деревушке рядом с границей с Боснией, чтобы удобно было делать визаран каждый месяц и обновлять визу. За эти же деньги мы в дальнейшем смогли снять большую квартиру на побережье в Албании. Прекрасная страна, но правительство ужесточило условия для получения ВНЖ по бизнесу, поэтому мы решили переехать в более гостеприимную и открытую иностранцам Азию. В Индии и на Шри-Ланке мы снимали двухкомнатные апартаменты или небольшие домики за тот же бюджет, $350-450. Но здесь уже многое зависит от сезонности и расположения жилья. Мы чередуем проживание на море и в горах, поэтому получается сэкономить на аренде шикарных вилл в несезон. Сейчас мы переехали в столицу Таиланда и сняли на месяц жилье в Бангкоке за $700.

На первые дни в новой стране/новом городе мы всегда бронируем жилье на Booking/Airbnb, а потом ищем подходящие варианты на местности сами, благо проблем с английским языком нет. Так получается сэкономить несколько сотен долларов на комиссии сайтов или риэлторов.

Легализация. Одной из причин, почему мы уехали из Европы, стали трудности с легализацией. Не хотелось тратить много денег или нервов на поиск выгодных условий под наш бюджет. У нас уже был до этого опыт длительного проживания в Индии, поэтому переезд в Азию стал панацеей. Тут гораздо приятнее визовые условия. Мы смогли легально прожить 4 месяца в Индии, потом воспользовались длительной визой на Шри-Ланке. Пока в Таиланде мы находимся по туристической визе, но раздумываем остаться тут учиться и получить студенческий ВНЖ на год. Возможностей довольного много — было бы желание, финансы и хотя бы поверхностное знание местного иммиграционного законодательства.

Отношение к россиянам. Ни разу за два года путешествий мы не сталкивались с негативным отношением. Мы всегда стараемся общаться на английском языке, приветливы, называем себя людьми мира и космополитами. Делали так и до 24 февраля, поэтому сейчас стараемся относиться к чужим законам/традициям/обычаям с большим уважением и интересом.

Особенность нашей семьи — мы стараемся как можно быстрее интегрироваться в местное коммьюнити, поэтому больше общаемся с местными жителями или экспатами из других стран (не из России). Так мы быстрее узнаем локальные обычаи и вливаемся в принятый стиль жизни, что важно для изучения страны проживания.

Ваня, светотехник и Маня, керамистка, живут в Дубае (ОАЭ)

Работа и деньги. Ваня: До релокации я работал в продакшене сериалов в опергруппе. Сейчас работаю по образованию — светотехником. Денег из России не получаем.

Маня: В России в основном занималась керамикой: обучением и реставрацией. В эмиграции нашла временную работу преподавательницей в детской IT-школе.

Жилье. Маня: Ищем на сайте dubizzle. Важно: оплата за квартиру разбивается на чеки. Можно заплатить сразу годовую аренду, либо разбить на два или четыре чека. В некоторых случаях возможна помесячная оплата, однако это нечастая практика. Квартиру можно найти за $1000 в месяц, если жить в отдаленных от центра районах. Если рассматривать Шарджу (соседний эмират), то можно найти квартиру дешевле. В центре Дубая цены начинаются от $3000.

В центре распространена практика шэринга с мастер-румами (это когда в твоей комнате есть собственная ванна с туалетом)

О легализации. Ваня: Самый простой вариант — получить контракт на работе. Контракт обычно заключается от 1 до 2 лет, работодатель обязан оплатить соцпакет и резидентство.

Маня: Есть другие более дорогие варианты получить резидентство: оформить себя фрилансером, сделать крупное вложение в местную недвижимость или поступить в университет ОАЭ.

Отношение к россиянам. Ваня и Маня: Из-за того что весь Дубай на 90% состоит из эмигрантов, никакого особого отношения к россиянам здесь нет. Все ведут себя дружелюбно и вежливо по отношению ко всем. Диаспора в основном селится в одном из самых дорогих районов Дубая — Марина. Там живут состоятельные люди, много блогеров и предпринимателей.

Г. (предпочел не называть имя полностью), 30 лет, по образованию врач. Уехал из Нижнего Новгорода в Ереван (армянин по национальности)

Работа и деньги. В России было несложно быстро найти работу по моей специальности, конечно, зарплата была бы не впечатляющая, но без дела бы я не сидел несколько месяцев. В Армении же работу было сложно найти, я по специальности врач-рентгенолог. Поскольку моя работа связана с диагностикой, я должен хорошо владеть армянским языком, поэтому одна из клиник, в которой я проходил стажировку, по итогу отказала мне, другая клиника взяла, но у меня несколько месяцев практически не было пациентов и, соответственно, зарплаты. Пришлось уйти. Мне очень повезло, сейчас я прохожу оплачиваемую стажировку в самой престижной клинике по моему профилю в Армении, которая соответствует мировым стандартам, и надеюсь, что у меня все получится и я стану полноценно работать и смогу окончательно обосноваться здесь. Деньги из Роccии я получаю через специальное приложение — перекидываю деньги с российской карты МИР на армянскую.

Жилье. Аренда и счета за коммунальные услуги обходятся в районе 200 тысяч драм — это около 50 тысяч рублей. Для поиска есть сайты-аналоги Авито с тем же самым функционалом, группы в телеграме и Фейсбуке.

О легализации. Лично я уже был гражданином [Армении], но с просроченным паспортом, поэтому просто получил свой паспорт. По поводу других вариантов легализации глубоко не изучал, но получить здесь ВНЖ несложно — подаешь необходимые документы и довольно быстро получаешь разрешение на проживание в стране.

Отношение к россиянам. К релокантам из России относятся вполне хорошо. Местный бизнес развивается, многие компании переносятся в Армению, это очень благотворно влияет на экономику страны, если не считать минусов в виде повышения цен на жилье и почти все остальное.

Многие здесь получают неплохие деньги на удаленке, и им этих денег хватает на все, что нужно для нормальной жизни, отдыха в свободное время и т.д.

Артем Комаров, спортивный журналист и баскетболист, живет в Аргентине

Работа и деньги. Работаю, где и работал — в спорте. Сотрудничаю с клубами и веду собственный проект, в плане работы ничего не изменилось. Для получения денег из Роccии сейчас осталась только крипта. До введения ограничений пользовался Binance, теперь плавно перехожу на Huobi. К счастью, еще много криптобирж не ввели никаких ограничений, с их помощью я покупаю USDT и потом меняю их на доллары.

Можно заводить деньги в Аргентину через Western Union, отправляя самому себе. А еще тут распространены обменники, которые организовали наши люди, можно перевести им в рублях, а они принесут тебе уже в песо — процент себе, конечно, заберут, но курс приемлемый.

Личный архив Артема Комарова

Жилье. Аренда обходится в $500-600, а за коммунальные услуги я не плачу, потому что снимаю квартиры через Airbnb. Если заморочиться, можно найти хорошую квартиру за $400, но пока руки еще не дошли и не знаю, дойдут ли. Кроме Airbnb можно искать через риелторские агентства, объявления в интернете — с разной степенью адекватности работает примерно все. Меньше всего проблем возникает на Airbnb.

Легализация. В Аргентине больше десятка способов — от беженства до получения гражданства по родам. Сейчас русскоязычное сообщество активно пользуется легализацией по учебе в секундариях, это старшие школы вечернего формата. Легализацию дают не все из них, но те, что дают, пользуются спросом у россиян. Я хожу в одну из таких школ.

Отношение к россиянам. Относятся очень тепло, как и вообще ко всем людям в Аргентине. Ни разу не сталкивался с плохим отношением к себе здесь, напротив, люди пытаются помочь тебе, видя, что ты приехал к ним и только учишь испанский. Если ты уже говоришь, то они вообще приходят в восторг. Они только еще не все понимают, почему так много людей уехали из России, но каждый третий тут понимающе кивает. Наши люди стараются держаться вместе, есть много активностей для русскоязычных — стендапы, экскурсии, квизы, тренировки.