Датская логистическая компания A.P. Moeller-Maersk A/S уведомила своих российских клиентов о начале сворачивания бизнес-активности в России. Компания уходит с рынка «физически» – в ближайшие недели гигант международных грузоперевозок планирует вывезти из страны все свои контейнеры. Подробнее о продолжающейся «логистической блокаде» России – в материале RTVI.
«Поэтапное свертывание нашей активности уже началось, и, к сожалению, на сегодняшний момент у нас нет ясности относительно перспектив возобновления деятельности Maersk в России», – цитирует «Интерфакс» уведомление, которое компания 21 марта разослала своим партнерам.
По собственным оценкам Maersk, у компании остаются на территории страны порядка 50 тыс. контейнеров (преимущественных пустых). Все они должны быть вывезены до конца апреля. «В ходе поэтапного сворачивания деятельности Maersk в России в ближайшие шесть месяцев мы сделаем все, что в наших силах, для поддержки наших российских сотрудников и членов их семей», – говорится в сообщении Maersk.
Перевозчик обещает доставить до пунктов назначения все грузы, которые в настоящий момент находятся в пути. При этом прием новых заказов уже прекращен. Как подчеркнула Maersk, это касается всех маршрутов – «включая океанские, трансконтинентальные железнодорожные и авиационные в и из России».
Председатель совета директоров Maersk Джим Хагеманн Снабе указывал в интервью Bloomberg, что принятое решение дорогостоящее, но единственно верное как с моральной, так и с финансовой точки зрения. По его словам, «Россию ждут многие, многие годы испытаний».
Блокада России
Тройка крупнейших операторов морских перевозок – компании Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM – начала отказываться от доставки грузов в Россию сразу после начала специальной военной операции Москвы на территории Украины. По мнению экспертов, которых опрашивал RTVI, «логистическая блокада» с их стороны – один из серьезнейших вызовов для экономики и важная причина того, что ощущают на себе потребители.
«Когда иностранные компании объявили о приостановке работы в России, они перестали поставлять сюда компоненты, которые необходимы для производства конечной продукции. Но это полбеды. Вторые полбеды заключаются в том, что Россия находится в логистической блокаде. Сейчас даже если бы компании не объявляли о своем уходе, они не могут поставлять продукцию, потому что границы де-факто закрыты. В Россию ничего не отправить и ничего не вывезти», – говорил основатель и гендиректор консалтингового агентства INFOLine Иван Федяков.
Термин «блокада» употреблял в беседе с RTVI и ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, когда рассуждал о проблемах с поставкой в Россию электроники, начавшихся на фоне спецоперации.
«Когда мы говорим о том, что компания XYZ прекратила поставки, она прекратила не из-за санкций. Поставки прекращают из-за двух вещей: непонятность курса (они не знают, по какому курсу грузить) и логистические проблемы (когда уже после скачка курса начали вводить ограничения на поставки, когда европейские компании поджимают, не дают контейнеры). Это больно бьет по поставщикам, но это элемент вот этой торговой войны, торговой блокады против России», – говорил он.
Оба эксперта указывали, что возлагать особые надежды на Китай также не стоит, поскольку пропускная способность российско-китайской границы невысока. «У нас всего четыре пограничных перехода на всей протяженности большой длинной границы. Их пропускная способность не обеспечит товарами не то что там европейскую часть России, она не обеспечит необходимыми товарами даже Урал и Сибирь так, чтобы не заметить и не почувствовать разницы», – пояснял Федяков.
Список пострадавших
Логистическая «блокада» отрезает российский рынок не только от готовой продукции, такой как телефоны или телевизоры, но и от необходимых компонентов для выпуска продукции внутри России – машинокомплектов для сборки автомобилей, концентратов для производства газированных напитков, тканей для средств личной гигиены.
В частности, российский АвтоВАЗ в марте уже дважды объявлял «дни простоя» на производственных площадках в Тольятти и Ижевске из-за кризиса поставок электронных компонентов, а также перенес плановый корпоративный отпуск с лета на весну по этой же причине. Логистическими сложностями объяснили приостановку работы в России ведущие производители шин Bridgestone и Michelin.
О «беспрецедентных трудностях в цепочке поставок» говорила и американская P&G, когда анонсировала повышение цен на свои чистящие средства, гигиенические товары и другую продукцию. Компания располагает двумя заводами на территории России, которые выпускают 60% продаваемых товаров, но значительную часть сырья она получает из-за рубежа.
22 марта о росте цен на продукцию сообщили швейцарская Nestle и британская Unilever. Одна из причин подорожания – сложности с логистикой.
По словам главы Центробанка России Эльвиры Набиуллиной, по состоянию на март 2022 года практически все российские компании вынуждены решать проблемы, связанные с перебоями в производственном цикле и логистических цепочках.