Пекин готовит «фундаментальную перезагрузку» во внешней и экономической политике, отправной точкой в которой является переоценка преимуществ тесных связей с Москвой. Основное внимание при этом уделяется улучшению отношений с Европой, которые сильно пострадали из-за позиции Китая по российско-украинскому конфликту, пишет Financial Times (FT) со ссылкой на неназванных китайских официальных лиц и собственные источники в руководстве КНР.
По данным газеты, 4 февраля 2022 года, в преддверии открытия Олимпийских игр в Пекине и за 20 дней до начала военной операции на Украине, президент Владимир Путин рассказал своему китайскому коллеге Си Цзиньпину, что Москва будет готова к незамедлительному принятию «любых возможных мер» в случае возникновения угрозы безопасности России. Однако Китай тогда решил, что речь идет о возможности ограниченного военного вмешательства.
Китайские дипломаты в частных беседах уверяют европейских коллег, что Пекин не знал о намерениях Москвы начать военную операцию на Украине, пишет FT. Решение о начале боевых действий было принято небольшой группой людей в России, рассказал изданию китайский чиновник на условиях анонимности.
Как отмечает FT, слова Путина накануне боевых действий на Украине впоследствии вылились в недоверие со стороны китайского правительства. Несмотря на публичные заявления о двусторонней дружбе между Пекином и Москвой, Китай теперь не исключает, что России не удастся одержать победу над Украиной и она выйдет из конфликта «второстепенной державой», значительно ослабленной на мировой арене с точки зрения ее экономического и дипломатического положения.
МИД КНР без высокопоставленного русиста
Как пишет FT, по мнению китайских официальных лиц, доказательством отсутствия взаимопонимания между Москвой и Пекином стало понижение в должности замминистра иностранных дел КНР, главного эксперта ведомства по России Лэ Юйчэна. По данным издания, в июне прошлого года он лишился своего поста из-за того, что министерство не смогло предсказать начало Россией военной операции на Украине. При этом такое же объяснение увольнения Лэ приводила сингапурская газета на китайском языке «Цзаобао» в июне 2022 года.
После отставки Лэ Юйчэн стал заместителем главы Национальной администрации радио и телевидения, что, как говорит источник FT, означает понижение по карьерной лестнице на две ступени. До этого чиновник считался одним из главных кандидатов на пост министра иностранных дел, его в итоге занял экс-посол КНР в США Цинь Ган. По словам одного из собеседников газеты, экс-замглавы китайского МИД посчитали виновным в том, что Пекин не получил заранее информацию о планах Москвы.
С такой точкой зрения не согласен старший научный сотрудник ИМИ МГИМО Иван Зуенко. В разговоре с RTVI он отмечает, что формально перевод Лэ Юйчэна с позиции заместителя руководителя в министерстве на аналогичную позицию в главном управлении не является ни понижением, ни повышением. «Это единицы одного уровня, который по-китайски называется «чжэнбуцзи». До 1998 года нынешнее место работы Лэ Юйчэна называлось министерством радио, кинематографии и телевидения», — подчеркивает Зуенко.
Лэ Юйчэн мог и не заниматься вопросом поиска информации о планах Москвы — в китайском бюрократическом механизме за информацию о возможном начале боевых действий на Украине МИД КНР не отвечало, отмечает в разговоре с RTVI директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. По его мнению, ответственность за это несут в первую очередь другие службы, которые напрямую занимаются разведкой.
«В Пекине, скорее всего, заблаговременно знали о надвигающихся боевых действиях на Украине сразу из нескольких источников. Эти события едва ли были для них неожиданными, и их последующее поведение говорит об этом», — сказал Кашин.
Как обратил внимание эксперт, Китай едва ли мог не заметить такие шаги Москвы, как перевод значительной части золотовалютных резервов в юаневые активы и заключение дополнительного соглашение на экспорт 100 млн тонн нефти в Китай на фоне сосредоточения войск на украинской границе.
Китай при этом продолжает придерживаться разносторонней внешней политики: при общении с западными странами Китай публично отрицает какое-либо взаимодействие с Россией по украинскому вопросу — как до 24 февраля 2022 года, так и после. «Этот нарратив транслируется по всем возможным каналам китайской дипломатии примерно с начала боевых действий на Украине. Другое дело, что он не имеет никакого отношения к реальной внешней политике Пекина, которая определяется действиями. В частности, российско-китайской товарооборот вырост на треть, прежде всего за счет роста российского сырьевого экспорта в КНР. Это, в свою очередь стало важным фактором устойчивости российской экономики на фоне военной операции», — резюмирует Кашин.
Отношения Китая с Европой на фоне украинского кризиса
В рамках стратегии восстановления отношений с Европой Пекин убеждает правительства западных стран в своей готовности использовать тесные отношения с Москвой для удержания ее от применения ядерного оружия, отмечает FT. Вместе с тем Китай намерен позиционировать себя как «потенциального миротворца» и участника процесса восстановления Украины после завершения боевых действий.
В качестве одного из признаков стремления Китая ослабить свой антагонизм по отношению к Западу, FT называет перевод официального представителя МИД КНР, одного из самых известных своих дипломатов-«воинов-волков» Чжао Лицзяня на должность заместителя руководителя департамента по пограничным и морским вопросам внешнеполитического ведомства.
Еще одним из доказательств изменения дипломатического вектора Китая газета считает участившиеся визиты западных лидеров: в ноябре 2022 года Пекин посетил канцлер Германии Олаф Шольц, а затем президент Европейского совета Шарль Мишель. В этом году нанести визит в КНР планируют президент Франции Эмманюэль Макрон и премьер-министр Италии Джорджии Мелони.
Как заявил в разговоре с FT Жан-Пьера Кабестана, эксперт по Китаю из Гонконгского баптистского университета, Пекин осознал, что настроил против себя слишком много стран одновременно, в частности развитых стран, которые и сегодня являются основными торгово-экономическими партнерами КНР.
«Поэтому он очень старается наладить контакты с ЕС и ключевыми европейскими странами — Германией, Францией, Италией и Испанией, а также с азиатскими союзниками Америки, такими как Япония и Южная Корея, и партнерами США, такими как Вьетнам», — пояснил он.
Ожидается, что во время своего визита в Пекин Макрон вслед за Шольцем выступит против дистанцирования от Китая, тем самым уступив КНР некоторые позиции в ее долгосрочной стратегии «посеять раскол между европейскими странами и США», пишет FT.
Углубление отношений Москвы и Пекина, «правильный курс» с США
В середине декабря 2022 года The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на неназванных политических советников Пекина писала, что председатель КНР Си Цзиньпин поручил Госсовету наладить более тесные экономические связи с Россией. По словам собеседников газеты, Китай планирует увеличить импорт российской нефти, газа, сельскохозяйственных товаров, а также расширить энергетическое партнерство с Москвой в Арктике и нарастить китайские инвестиции в российскую инфраструктуру — железные дороги и порты.
При этом, как отмечало издание, в последние месяцы Си Цзиньпин «пытался публично дистанцироваться» от России, которая «потерпела поражение» в военном конфликте на Украине. Российско-китайское партнерство «помогло защитить Москву от экономических последствий западных санкций», писала WSJ.
В списке приоритетных задач на 2023 год, опубликованном на сайте китайского МИД в конце декабря, Россия упоминается в числе первого из партнеров Китая во внешней политике, два других — США и Евросоюз. В 2023 году стоит ожидать углубления отношений Москвы и Пекина, но вместе с тем возвращения «на правильный курс» взаимодействия страны с США и укрепление связи с Евросоюзом, говорил министр иностранных дел КНР Ван И, покинувший свой пост в конце года.
Из документа китайского внешнеполитического ведомства следует также, что КНР будет продолжать придерживаться своей прежней позиции по устройству глобального управления путем сотрудничества в рамках ООН. В Пекине убеждены в необходимости сохранять международный порядок, основанный на праве, однако там выступают против «гегемонизма» и запугиваний отдельных стран.
В канун Нового года президент Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин провели переговоры по видеосвязи, в ходе которых обсудили военное и экономическое сотрудничество двух стран. Во время беседы с китайским коллегой российский лидер, в частности, отметил, что «в условиях усиливающейся геополитической напряженности возрастает значимость российско-китайского стратегического партнерства как стабилизирующего фактора».
Кроме того, Путин пригласил китайского лидера приехать в Россию весной 2023 года. В марте в Китае пройдет сессия китайского парламента — Всекитайского собрания народных представительств, — на которой Си должен будет переизбраться на третий срок в качестве председателя КНР, то есть главы государственной ветви власти.
Согласно заявлению, опубликованному на сайте МИД КНР, Си Цзиньпин во время переговоров с Путиным высказался о «мире на перепутье истории». По мнению китайского лидера, сейчас политики крупных стран мира стоят перед выбором: либо вернуться к «менталитету холодной войны, спровоцировать раскол и конфронтацию», либо исходить из благополучия всего мира, продвигая равенство и сотрудничество. Это, по словам Си, «проверит мудрость политиков».
Что касается военной операции на Украине, китайская сторона «заметила, что Россия никогда не отказывалась от решения конфликта путем дипломатических переговоров». Согласно заявлению МИД КНР, Пекин всегда будет придерживаться «объективной и справедливой позиции», стремиться к мирному урегулированию кризиса.