Министерство юстиции России 26 мая внесло в реестр иностранных агентов фронтмена рок-группы «Би-2» Егора Бортника*, известного как Лева «Би-2». Это следует из информации, размещенной на сайте ведомства.
Кроме него в список также попали:
- китаист, директор Берлинского центра Карнеги* по изучению России и Евразии Александр Габуев*;
- ведущая «Популярной политики» Ирина Аллеман*;
- экономист Владислав Иноземцев*;
- экс-директор Новосибирского Новоколледжа Сергей Чернышов*;
- антрополог и фольклорист Александра Архипова*;
- юрист Анна Пшеничная*;
- глава «Совета матерей и жен» Ольга Цуканова*;
- бывший депутат Госдумы от «Единой России» Магомед Гаджиев*;
- «Общенародный союз возрождения России»*;
- «Совет матерей и жен»*.
Экономист Владислав Иноземцев* в разговоре с RTVI сообщил, что не будет опротестовывать решение ведомства, поскольку считает это занятие бессмысленным.
«Столько народа позвонило, поздравило! Как с днем рождения. Причина, я думаю, это антивоенная позиция. И в целом весьма критичная по отношению к действующему курсу. Причина уже никого не интересует. Плашку я ставить не буду, но если кто-то будет помещать ее в моих интервью, это их дело», — сказал он.
Минюст объяснил свое решение следующим образом:
Егор Бортник* выступал против военной операции, негативно высказывался в отношении России, ее граждан и органов госвласти;
Владислав Иноземцев* распространял материалы иноагентов и недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти России решениях и проводимой ими политике, а также проживает за границей;
Магомед Гаджиев* с целью получения иностранного гражданства выражал готовность сотрудничать с иностранными источниками и заявлял о поддержке властей Украины;
Ирина Аллеман* распространяла «фейки» о российской армии и материалы, созданные иноагентами;
Сергей Чернышов* выступал против боевых действий на Украине и распространял «фейки»;
Александра Архипова* распространяла «фейки» и материалы, созданные иноагентами, выступала против военной операции;
Александр Габуев* получал поддержку со стороны иностранных информационных площадок, участвовал в создании материалов совместно с иностранными источниками, в том числе иноагентами, и распространял их, негативно высказывался против российских госорганов, живет за рубежом;
Анна Пшеничная* распространяла недостоверную информацию о деятельности российских органов власти и действий Вооруженных сил России, получала поддержку от иностранных источников, создавала и распространяла материалы иноагентов;
Ольга Цуканова* выступала против военной операции, распространяла и создавала материалы иноагентов;
«Общенародный Союз Возрождения России»* распостраняла недостоверную информацию о политике российских властей, руководитель объединения Светлана Лада-Русь* проживает за рубежом и находится в федеральном и международном розыске;
«Совет матерей и жен»* (проект «Общенародного Союза Возрождения России») распространял материалов иноагентов, а также недостоверную информацию о политике российских властей.
В предыдущий раз Минюст обновлял список иноагентов 5 мая. Тогда в него внесли соратников оппозиционера Алексея Навального Марию Певчих* и Георгия Албурова*, ведущего «Популярной политики» Яна Матвеева*, политика Александр Осовцова*, политолога Ивана Преображенского*, оперную певицу Марию Максакову-Игенбергс*, политолога Владимира Пастухова*, правозащитницу Елену Агафонову*, общественное движение «Мягкая сила»*, общественную организацию «Санкт-Петербургский Русский ПЕН-клуб»*, «Кризисную группу СК SOS»* и издание «Тайга.инфо»*.
Закон об иноагентах и поправки к нему
Понятие «иноагент» было введено в российское законодательство после протестов в 2012 году — применительно к некоммерческим организациям (НКО), ведущим политическую деятельность и получающим иностранное финансирование.
Впоследствии этот статус начали присваивать физлицам, юрлицам и незарегистрированным организациям. В 2022 году закон ужесточили, запретив внесенным в реестр гражданам и организациям преподавать и производить информационную продукцию, организовывать публичные мероприятия, входить в избирательные комиссии. Кроме того, изменились критерии признания иноагентом — для этого стало достаточно мнения Минюста об «иностранном влиянии».
С конца 2022 года Минюст вместо четырех разных списков иноагентов ведет единый реестр, в котором уже числятся более 550 физических лиц и организаций.
В середине апреля 2023 года комиссия Госдумы по расследованию иностранного вмешательства подготовила ужесточающие поправки в закон об иностранных агентах. Они направлены на то, чтобы «устранить любые лазейки и пробелы для тех, кто находится под иностранным влиянием», пояснил глава комиссии по расследованию иностранного вмешательства Василий Пискарев.
Сейчас иноагентам запрещено работать в органах власти, быть членом избирательной комиссии, участвовать в избирательных кампаниях, жертвовать деньги избирательным фондам кандидатов на выборах и партиям, выдвигать кандидатов в Общественные наблюдательные комиссии (ОНК), проводить антикоррупционную экспертизу законопроектов, распространять информацию среди детей, вести просветительскую деятельность среди детей, работать педагогами, организовывать публичные мероприятия, участвовать в госзакупках, получать деньги из бюджета, в том числе для творчества, пользоваться упрощенной системой налогообложения, а также инвестировать в стратегические предприятия России.
В случае принятия поправок иноагенты также не смогут получать от государства ни финансовую, ни имущественную поддержку. Кроме того, Минюст получит право контролировать не только деятельность иноагентов, но и соблюдение закона о них, — то есть выносить предупреждение, если «кто-то своими действиями или бездействием способствует нарушению иноагентом российского законодательства». Нарушение необходимо будет устранить за месяц, в противном случае поправками предусмотрены штрафы:
- до 50 тыс. руб. — для граждан;
- до 100 тыс. — для должностных лиц;
- до 300 тыс. руб. — для юрлиц.
Согласно закону, иноагентами могут быть признаны люди и организации, которые получили поддержку или находятся «под иностранным влиянием в иных формах» и занимаются политической деятельностью, собирают сведения о военной деятельности России или распространяют, готовят и финансируют материалы.
Иностранным влиянием считается получение денег и «иного имущества» от иностранного источника, а также оказание организационно-методической, научно-технической или «иной» помощи. Согласно закону, влиянием также считается «оказание воздействия путем принуждения, убеждения или иными способами».
*Минюст России внес в реестр иноагентов