Изменения в составе Совета по правам человека (СПЧ) связаны с тем, что в «новых обстоятельствах» лидерами общественного мнения становятся «другие лица». Такую оценку перестановкам в СПЧ дал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Слова представителя Кремля 17 ноября приводит радиостанция «Маяк».
«В новых обстоятельствах другие лица становятся лидерами общественного мнения. <…> [Они] могут лучшим образом представлять гражданское общество, <…> что является наиболее правильным отражением гражданского общества», — отметил Песков, добавив, что в СПЧ есть «постоянно проходящий процесс ротации».
17 ноября был опубликован указ президента России Владимира Путина об изменениях в составе Совета по правам человека. Согласно тексту документа, из СПЧ были исключены умершие за последний год правозащитники Андрей Бабушкин, Мария Большакова и Галина Осокина, журналисты Николай Сванидзе и Екатерина Винокурова, а также профессор МГУ Александр Асмолов.
Кроме того, прекратили свое членство в организации правозащитник и основатель «Комитета против пыток»* Игорь Каляпин, директор информационно-аналитического центра «Сова»** Александр Верховский, ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга Наталия Евдокимова, президент Ассоциации интернет—издателей Иван Засурский.
Среди новых членов СПЧ:
- военкор Александр Коц,
- член президиума движения «Свободный Донбасс» Елена Шишкина,
- ответственный секретарь ОНК Москвы Алексей Мельников,
- руководитель регионального исполкома Народного фронта в Московской области Юлия Белехова,
- сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Ян Власов.
Помимо этого, в список попали президент «Справедливая помощь Доктора Лизы» Ольга Демичева, глава правления «Союза писателей России» Николай Иванов, а также председатель Общественной палаты Сахалинской области Владимир Иконников, профессор РГПУ им. А.И. Герцена Сергей Рукшин и детский омбудсмен Ульяновской области Екатерина Сморода.
Исключенные из СПЧ правозащитники прокомментировали RTVI решение президента. В частности, Николай Сванидзе назвал ожидаемым свое исключение его из состава Совета. По словам Екатерины Винокуровой, она довольна проделанной работой, но ей очень жаль, что на ежегодной встрече с президентом «не будет поднят ряд важных вопросов».
В свою очередь Игорь Каляпин признался, что не рад решению об исключении из состава СПЧ. По его словам, из-за этого он лишился доступа к аудитории, которая обычно редко получает правозащитную информацию. В то же время Каляпин отметил, что в СПЧ всегда было сложно поднимать вопросы пыток или лишения прав человека.
*организацию объявили иноагентом, после чего она была ликвидирована
**внесен в реестр НКО-иноагентов