Прокуратура отказалась заслушивать большую часть свидетелей обвинения по делу бывшего специального корреспондента «Коммерсанта» и «Ведомостей», а ныне советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова. Это произошло из-за того, что один из них дал показания в пользу обвиняемого. Об этом 18 мая рассказал «Ъ» со ссылкой на адвокатов.
Прокуратура решила завершить представление своих доказательств 13 мая, утверждает защита Сафронова. На предыдущем заседании представитель ведомства Борис Локтионов, по словам адвокатов, допрашивал одного из свидетелей обвинения, который дал показания, фактически оправдывающие подсудимого. После этого гособвинение взяло перерыв на две недели, по окончании которого свернуло представление своих аргументов, пояснила защита.
Один из адвокатов Сафронова Дмитрий Талантов сказал «Коммерсанту», что обвинение успело допросить только 6 из 15 заявленных свидетелей. Помимо этого, были изучены не все материалы дела, а к рассмотрению вещественных доказательств суд еще не приступал.
Талантов отметил, что ни один из свидетелей ни слова не сказал о шпионской деятельности экс-журналиста: «Общий знаменатель — он вел себя как журналист, задавал вопросы как журналист, писал статьи как журналист, из чего следует только один вывод: он не шпион или изменник Родины, а журналист».
Адвокат не смог раскрыть имя свидетеля обвинения, который дал показания, оправдывающие журналиста, но пояснил, что это «лицо, в отношении которого уголовное дело из дела Ивана Сафронова было выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве».
Как отметил «Коммерсантъ», велика вероятность, что речь идет о политологе, гражданине России и Германии Демури Воронине, которого арестовали в 2021 году по обвинению в госизмене (ст. 275 УК). По данным СМИ, он признал свою вину в сотрудничестве с иностранными спецслужбами.
Один из двух эпизодов, вменяемых Сафронову, связан с Ворониным: по версии следствия, журналист якобы передал политологу сведения о деятельности российских военных в Сирии.
Как рассказали «Коммерсанту» адвокаты, неназванный свидетель показал на суде, что обвиняемый не мог даже предполагать, что журналистские материалы, которые он передает, предназначены для иностранных спецслужб. Помимо этого, по словам Талантова, свидетель подтвердил безобидность данных, отметив, что теоретически их мог собрать любой профессиональный журналист.
Председательствующий тройки судей Дмитрий Гордеев предложил защите начать представлять свои доказательства 18 мая, в день рождения Ивана Сафронова, хотя адвокаты просили дать им отсрочку. «Я надеюсь, что суд поймет — в условиях, когда нам запрещали делать выписки и копии даже несекретных материалов, которыми мы могли бы пользоваться для подготовки к процессу, представление доказательств займет больше времени, чем обычно», — сказал Талантов.
Он подчеркнул, что ФСБ обвиняет Сафронова в нарушении девяти нормативных актов, но не разъясняет их содержание и не предоставляет тексты, ссылаясь на секретность. Из-за неопределенного обвинения, по словам адвоката, защищать экс-журналиста очень сложно.
Дело Ивана Сафронова
Ивана Сафронова задержали и затем арестовали в начале июля 2020 года по обвинению в госизмене. До мая 2019 года журналист работал в «Коммерсанте», где писал о работе военно-промышленного комплекса России. После увольнения из газеты он перешел в «Ведомости». Оттуда Сафронов уволился, когда главным редактором издания назначили Андрея Шмарова. С мая 2020 года журналист занимает должность советника главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина.
По версии следствия, Сафронов передал за границу информацию о военно-техническом сотрудничестве России со странами Африки, а также сведения о деятельности вооруженных сил в ближневосточном регионе. ФСБ считает, что журналиста завербовали спецслужбы Чехии, после чего он якобы передал секретные данные агенту чешской разведки. Конечным получателем этой информации были представители США, утверждает следствие. Сафронов свою вину не признает и связывает преследование с журналистской работой.
В начале ноября 2021 года стало известно, что в деле Сафронова появился новый эпизод. Следствие считает, что он якобы передал обвиняемому в госизмене политологу Демури Воронину сведения о деятельности российских военных в Сирии, которые тот переслал представителям Цюрихского университета Швейцарии и Федеральной разведывательной службы Германии. В ФСБ уверены, что Воронин заплатил Сафронову за эти данные $248.
Также в деле появилась информация, что у журналиста якобы были заключены многолетние контракты с военными атташе Японии Ниттой Хироси и Исидой Хироки. По мнению российских спецслужб, с помощью Сафронова дипломаты хотели получить данные о перспективных разработках вооружений и военно-техническом сотрудничестве России с зарубежными странами.
В марте 2022 года Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении Сафронова и направила дело в суд. По версии ведомства, журналист «на возмездной основе» передавал секретные данные зарубежной разведке, осознавая, что ими могут воспользоваться страны НАТО.