Переговоры между Россией и Украиной в марте прошлого года были прерваны по инициативе западных стран. Об этом в интервью журналисту Ханоху Дауму рассказал бывший премьер-министр Израиля Нафтали Беннет, который выступал посредником в контактах между Москвой и Киевом. По мнению экс-премьера, решение прекратить переговорный процесс могло быть правильным.
Как отметил Беннет, в переговорах России и Украины, помимо Израиля, участвовали США, Великобритания, Германия и Франция. При этом лидеры этих стран придерживались разных стратегий по отношению к Москве. В частности, премьер-министр Великобритании (на тот момент) Борис Джонсон был приверженцем более радикального подхода в стиле «мы обязаны дать отпор Путину», канцлер Германии Олаф Шольц и глава Франции Эммануэль Макрон были «более прагматичны», а президент США Джо Байден «поддерживал оба подхода», рассказал экс-премьер Израиля.
Однако в какой-то момент, когда страны, задействованные в переговорах, начали обмениваться черновиками мирного соглашения, которых всего было подготовлено 17-18 штук, переговоры прекратились по инициативе Запада, отметил Беннет.
«Запад принял решение, вполне правомерное, что необходимо и дальше громить Путина, а не договариваться. <…> они прервали переговоры», — заявил он.
«Впервые за многие годы создан союз против агрессора»
По словам экс-премьер-министра Израиля, изначально он считал, что решение прекратить переговорный процесс было неверным. Но теперь Беннет не уверен, что западные страны «были неправы».
Беннет полагает, что у решения прервать переговоры есть «минусы» и «плюсы». С одной стороны, военный конфликт продолжается, обе стороны несут тяжелые потери, на Украине придется проводить масштабные восстановительные работы, нарушен экспорт пшеницы, растут цены на энергоресурсы, а также есть риск возникновения голода, который приведет к новой волне беженцев из Африки в Европу, сказал Беннет. С другой стороны, Запад создал коалицию по противостоянию агрессивной стране, отметил он.
«Впервые за многие годы дан отпор, под руководством Байдена создан союз против агрессора. <…> Это отразится и на других конфликтах, например Китая и Тайваня <…> Поэтому рано делать выводы», — считает экс-премьер.
При этом, как отметил Беннет, он уверен, что шансы на достижение компромисса между Россией и Украиной были «неплохими», если бы переговоры не были прерваны. «Но сомневаюсь, что это было бы правильно [заключить мирное соглашение]», — добавил он.
События в Буче также повлияли на ход переговоров
По словам экс-премьера, в начале марта обращение к Путину инициировал именно президент Украины Владимир Зеленский. У экс-премьера «создалось впечатление, что обе стороны очень хотят договориться о прекращении огня». Он также сказал, что и Путин, и Зеленский вели себя «прагматично».
Как отметил Беннет, изначально в ходе переговоров украинский лидер был готов согласиться на то, что Украина откажется от вступления в НАТО и будет сохранять нейтралитет. В то же время Киев требовал гарантий безопасности для Украины от США, Франции и других стран. Однако «Россия была против, поскольку рассматривала гарантии как союз» и «это по сути ничем не отличается от НАТО», отметил Беннет. Но после событий в украинском городе Буча Беннет понял, что стороны не смогут достичь компромиссов.
«В итоге произошла трагедия в Буче, и как только она случилась, я сразу сказал: «Конец истории»», — сказал экс-премьер.
- Беннет также рассказал в интервью Дауму, что в начале военного конфликта на Украине президент России Владимир Путин пообещал ему не убивать украинского лидера Владимира Зеленского. «Я спрашиваю Путина [на встрече]: «Скажите мне, вы собираетесь его [Зеленского] убить?». Он: «Я не стану убивать Зеленского». И тогда я ему сказал: «Я хочу пояснить, вы даете мне слово, что не убьете Зеленского?». Он ответил: «Я не убью Зеленского», — вспоминает экс-премьер.