Несмотря на санкции в отношении российских бизнесменов в Великобритании, некоторые из них продолжают тратить сотни тысяч долларов на домашнюю прислугу и даже получать пособия от правительства. Об этом сообщила газета The New York Times (NYT), получившая доступ к финансовым документам королевства.
«Несмотря на жесткие разговоры, новая программа санкций Великобритании <…> оказалась шаткой. Некоторые олигархи получили щедрые льготы, — пишет NYT в расследовании под названием «Жизнь под санкциями Великобритании: шоферы, шеф-повара и пособия в размере $1 млн».
«Британское правительство разрешило российским олигархам тратить сотни тысяч долларов на такие привилегии, как услуги частных поваров, шоферов и домработниц, хотя их банковские счета якобы были заморожены», — говорится в материале.
В некоторых случаях «олигархам позволялось тратить на проживание более $1 млн в год, в других случаях должностным лицам приходилось прекращать уголовные расследования и отменять санкции после судебных разбирательств».
Издание отмечает, что после 24 февраля 2022 года давление британских властей на бизнесменов из России со временем заметно ослабло. «В последующие месяцы Британия незаметно стала более гостеприимной. Согласно документам, <…> она предоставила российскому банковскому магнату Михаилу Фридману лицензию на оплату труда 19 сотрудников, включая водителей, частных поваров, домработниц и разнорабочих <…>. Выплата составила £300 000 (почти $400 000) примерно за десять месяцев. Мистер Фридман также получал ежемесячное пособие в размере примерно £7000 для покрытия основных потребностей своей семьи», — сообщает газета.
По данным NYT, британские чиновники также разрешили бывшему деловому партнеру Фридмана Петру Авену получать ежемесячное пособие в размере £60 000.
«Большая часть средств досталась охранной компании, принадлежащей финансовому менеджеру мистера Авена, который находится под следствием за потенциальную помощь бизнесмену в уклонении от санкций, свидетельствуют судебные протоколы. Неясно, какие проверки проводило правительство, прежде чем одобрить сделки», — утверждает NYT.
«Чиновники британского казначейства позволили Петру потратить более £1 млн, будучи технически отрезанным от британской экономики. В то же время сотрудники правоохранительных органов провели в его отношении расследование на предмет возможного уклонения от санкций и в прошлом году провели обыск в его загородном особняке», — отмечается в материале.
Как сообщает издание, сотрудники правоохранительных органов, которые следят за попытками обойти черные списки, «временами были разочарованы этими решениями и системой лицензирования, которая, по их мнению, подрывает действие санкций». Представитель Министерства финансов Великобритании отказался публично комментировать конкретные случаи, но заверил, что лицензии были выданы для обеспечения платежей «на первоочередные нужды» и «строго контролируются».
«Бывшие деловые партнеры входят в число нескольких россиян, против которых после [начала военного конфликта на Украине] были публично введены санкции, но только для того, чтобы эти ограничения были тайно смягчены. Согласно официальным данным, которые публиковались The New York Times, в прошлом году британское казначейство выдало, по меньшей мере, 82 лицензии, еще много заявок находится на рассмотрении», — отмечает газета.
Между тем, по данным NYT, Михаил Фридман собирается «отстаивать право и дальше содержать свою домашнюю прислугу», которого его лишил суд спустя десять месяцев после начала боевых действий на Украине. «Как и в случае с мистером Авеном, Национальное агентство по борьбе с преступностью провело обыск в особняке мистера Фридмана по подозрению в отмывании денег. После этого правительство отклонило просьбу мистера Фридмана сохранить его штат», — уточняется в статье.
Газета также напоминает, что после одного из июльских судебных разбирательств британское правительство «было вынуждено исключить российского бизнесмена Олега Тинькова из санкционного черного списка». Сам Тиньков настаивал, что его включили туда ошибочно, указывая, что он «является ярым критиком господина Путина и отказался от своего российского гражданства».