Переговоры России и Украины в Стамбуле вряд ли приведут к обсуждению статуса Крыма и самопровозглашенных ЛНР и ДНР, считают опрошенные RTVI специалисты. Эксперт Российского совета по международным делам Александр Гущин считает, что отвод российских войск в двух украинских регионах можно рассматривать как подготовку к более активным действиям в Донбассе. В свою очередь, ведущий научный сотрудник Венского центра по разоружению и нераспространению оружия Николай Соков предположил, что отношения России и Запада после окончания спецоперации только ухудшатся.

Об итогах переговоров России и Украины в Турции

Александр Гущин назвал заявление Москвы о «сокращении военной активности» в Киевской и Черниговской областях Украины «жестом политической доброй воли с российской стороны» и переговорным ходом. Кроме того, продолжил он, это следует рассматривать как изменение военных задач России.

«[Министр обороны Сергей] Шойгу недавно заявил, что ключевой задачей операции является именно освобождение территории ЛДНР, признанных Россией… Думаю, эта перегруппировка говорит о том, что новая фаза боевых действий в ходе этой операции будет как раз сосредоточена на территории тех районов [ЛНР и ДНР], которые еще не контролируются российскими силами и силами республик… Что касается воздушной и ракетной составляющих, я думаю, что удары по-прежнему будут наноситься по жизненно важным инфраструктурным объектам Украины», — сказал Гущин.

Николай Соков в свою очередь отметил, что заявление Минобороны вызывает «осторожный оптимизм», однако важнее, по его мнению, то, что украинская сторона пообещала «любую будущую договоренность» с Москвой обсуждать с народом Украины на референдуме. Соков предположил, что вряд ли возможно, чтобы украинцы «одобрили явно компромиссный документ».

Зеленский Володимир

Фотография: пресс-служба президента Украины

Второй проблемой, на взгляд эксперта, становится желание Киева добиться юридически обязывающих гарантий сразу от нескольких стран. Соков подчеркнул, что если Турция и Польша на это готовы пойти, то США вряд ли включатся в процесс, потому что они не захотят воевать с Россией, если это произойдет.

О будущем Крыма и ЛДНР

Украинская делегация предлагает на 15 лет заморозить вопрос обсуждения Крыма и самопровозглашенных республик Донбасса, напомнил Гущин. По его словам, Киев даже рассматривал «гонконгский вариант» (регион с автономным статусом), но для России это в любом случае «закрытый вопрос».

Также, считает Гущин, Москва, скорее всего, уже не будет отзывать признание ЛДНР, потому что этот шаг представляет собой не только серьезное решение само по себе, но и не будет одобрен как жителями Донбасса, так и внутри России. Эксперт также призвал дождаться официальной позиции президента России, несмотря на критику решения о «сокращении военной активности».

Соков также считает, что украинцы вряд ли легко одобрят какие-либо «компромиссные документы» по итогам переговоров с Россией. Для Москвы сейчас есть два важных момента, добавил эксперт: Украина после завершения спецоперации и прекращения боевых действий начнет «массовое перевооружение», в том числе за счет «тех самых ударных вооружений большой дальности, которые постоянно беспокоили Россию». Второй момент касается санкций: российская сторона понимает, что даже после подписания мирного договора какие-то ограничения пусть и будут сняты, но большая их часть «останется на месте». Такой сценарий будет касаться самых «болезненных» ограничений в отношении России, отметил Соков. То есть тех, которые будут влиять на экономическое развитие России.

«Я, честно говоря, ожидаю очень серьезных конфликтов уже после окончания военных действий. Это будет конфликт между Россией и Западом, и ситуация, я думаю, будет весьма нестабильной и, я бы даже сказал, опасной», — считает специалист.

О будущих отношениях России с Западом после завершения спецоперации

По мнению Гущина, в этом вопросе следует учитывать, что отношения России с Западом вряд ли перейдут к улучшению даже после того, как конфликт с Украиной будет исчерпан. Он уверен, что если Европа, возможно, попытается наладить какой-то диалог как минимум в отношений санкций, то блок Великобритании и США вряд ли это сделает, даже если Россия «пойдет на серьезные уступки».

Кроме того, до сих пор неясно, что будет с нейтральным статусом Украины. Например, Швеция, несмотря на отказ участвовать в любых блоках, имеет серьезную армию, флот и авиацию, указал Гущин. И даже если Киев откажется от стремления попасть в НАТО, это не избавит украинские власти от влияния на них США, уточнил эксперт, и в Москве «это прекрасно понимают». Поэтому эскалация конфликта России с Западом в «отдаленной перспективе» может действительно усилиться, добавил он.

Мясо

Фотография: Сергей Мальгавко / ТАСС

«Но я надеюсь, что все-таки до этого не дойдет, потому что, как заявлял ряд западных руководителей, введение бесполетной зоны или серьезных поставок — это повод к эскалации и, возможно, к самым печальным последствиям. Тем более, возвращаясь к высказываниям Шойгу о том, что поставки серьезных вооружений, техники будут встречать довольно резкую реакцию со стороны России», — заметил Гущин.

Соков не видит в будущих отношениях России и Запада намеков на восстановление диалога. Он уверен, что российским миллиардерам вряд ли вернут имущество или хотя бы снимут с них санкции. Кроме того, разгорится очень серьезный конфликт вокруг активов Центробанка России, добавил эксперт.

«МИД Великобритании сразу же ясно сказал, что их наказывают за то, что они не свергли Путина раньше, то есть никаких изменений здесь не будет. Не вижу возможности того, чтобы Запад вернулся к ситуации экономических финансовых отношений, которая существовала до начала [спецоперации]. Это реально невозможно. Что касается резервов Центробанка, то США показали, конфисковав половину резервов Центробанка Афганистана, что это не является проблемой», — сказал Соков.

Сейчас следует говорить о «полном переформатировании всей системы международных отношений», уверен эксперт. В первую очередь, это касается экономики, добавил он. На фоне этого действия России могут быть непредсказуемыми, уверен Соков. При этом он допустил, что Москва прекратит поставки газа и нефти в Европу с 1 апреля.

Кроме того, на отношения России с Западом будет оказывать давление не только политика, но и надвигающийся продовольственный кризис, добавил Соков. И в этом плане стороны вместо объединения могут начать искать слабые, уязвимые стороны друг друга, что тоже вряд ли приведет к снятию санкций, кроме отдельных моментов.

«Думаю, возобновятся перелеты, можно будет перечислять деньги между Западом и Россией в обе стороны и так далее. Но по крупным вопросам, особенно там, где речь касается государства, правительства, я не вижу серьезного смягчения санкций… И то же самое касается олигархов. Вот здесь я тоже думаю, что если будет смягчение санкций, то ограниченное», — резюмировал эксперт.

Переговоры в Стамбуле

Переговоры в Турции

Фотография: Arda Kucukkaya / Anadolu Agency via Getty Images

В Стамбуле 29 марта прошли переговоры московской и киевской делегаций на тему урегулирования ситуации на Украине. На итоговом брифинге помощник президента России Владимир Мединский заявил, что в ответ на «понятно сформулированную позицию» украинской стороны Россия «кардинально» сокращает военную активность на киевском и черниговском направлениях. Так представители Москвы отреагировали на письменные предложения Украины по нейтральному и внеблоковому статусам, отказу от размещения иностранных военных баз и войск и хранения оружия массового поражения.

Сама Украина увязывает этот отказ с прекращением российской военной операции и получением гарантий безопасности от стран Совбеза ООН и других государств. При этом договор, согласно позиции украинской стороны, должен включать положения, «которые фактически равны статье 5 НАТО» («нападение на одного члена альянса расценивается как нападение на весь альянс»).