Украина получила запись переговоров иранских диспетчеров, которая подтверждает, что Тегеран с самого начала знал, что Boeing 737 авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) сбила ракета. Об этом 2 февраля в интервью каналу «1+1» рассказал президент Украины Владимир Зеленский.
Пилот самолета иранской авиакомпании, который шел на посадку в Тегеране во время взлета украинского «Боинга», сообщил диспетчеру о вспышке, похожей на запуск ракеты, примерно за три минуты до крушения. Запись переговоров опубликовали в украинских СМИ.
Президент Украины добавил, что его иранский коллега Хасан Роухани несколько раз в личных разговорах признал вину Ирана в крушении самолета, назвал это «большой ошибкой» и обещал наказать виновных. Тегеран предложил выплатить семьям погибших компенсации по $80 тысяч. Как отметил Зеленский, сумма кажется ему недостаточной и власти Украины собираются настаивать, чтобы выплаты были больше.
Глава отдела расследования происшествий Организации гражданской авиации Ирана Хасан Резайефар 3 февраля сказал, что запись переговоров диспетчера с пилотом иранского самолета была среди материалов, которые Тегеран передал Киеву. По его словам, утечка информации плохо повлияет на сотрудничество двух стран в расследовании катастрофы. «Больше мы им никаких материалов передавать не будем», — уточнил Резайефар.
Украинский Boeing 737 потерпел крушение утром 8 января спустя несколько минут после вылета из аэропорта Тегерана. В катастрофе погибли 167 пассажиров и девять членов экипажа, в основном граждане Ирана и Канады. Среди погибших было 11 украинцев — весь экипаж и двое пассажиров.
Власти Ирана сначала назвали возможной причиной крушения техническую неисправность. Спустя два дня после катастрофы премьер Канады Джастин Трюдо со ссылкой на данные разведки заявил, что самолет сбили ракетой.
Тегеран 11 января официально признал, что иранские ПВО ошибочно приняли «Боинг» за вражеский объект. Корпус стражей исламской революции взял на себя ответственность за крушение. Иран пообещал передать черные ящики разбившегося самолета Украине, потому что не сможет расшифровать их самостоятельно. Позже в Тегеране уточнили, что окончательное решение о передаче бортовых самописцев еще не приняли.