В Беларуси арестовали 136 человек, оставивших комментарии в интернете о смерти бойца спецназа КГБ Дмитрия Федосюка, погибшего во время штурма квартиры в Минске. Они проходят подозреваемыми по уголовному делу, связанному с оскорблением погибшего сотрудника. Об этом сообщил Следственный комитет (СК) Беларуси.
В белорусском СК обвинили анонимных комментаторов в «хайпе» и пообещали вычислить всех, кто позволил себе нелицеприятные высказывания в сети в адрес Федосюка.
«Вас предупреждали! „Все, кто сделал „хайп» на горе семьи офицера, будут найдены» <…> Большинство граждан выражали свои соболезнования и сопереживали вместе с семьей и сослуживцами погибшего. Однако нашлись и те, для кого беда стала поводом для „хайпа». В сети стали появляться комментарии и видеоролики, которые отличались своим цинизмом. Несмотря на неоднократные предупреждения представителей правоохранительных органов <…>, некоторых „комментаторов» это не остановило, и они, полагаясь на анонимность и мнимую безнаказанность, продолжили свою травлю, оскорбления и унижения», — сказано в сообщении СК Беларуси в Telegram.
Против всех задержанных заведены уголовные дела по статьям о возбуждении социальной розни, а также об оскорблении представителя власти и его близких. Подозреваемых заключили под стражу.
Правозащитный центр «Весна» сообщил, что активистам известны имена 119 задержанных. Среди них — журналист «Комсомольской правды в Беларуси» Геннадий Можейко, написавший статью о Зельцере.
Как отметили в белорусском Следственном комитете, правоохранительные органы планируют продолжить работу по выявлению лиц, причастных к «подобного рода преступлениям». МВД утверждало, что милиционерам удалось установить 200 человек, оставивших «оскорбительные комментарии про погибшего в перестрелке».
Перестрелка Андрея Зельцера с сотрудниками КГБ
Боец спецназа КГБ Дмитрия Федосюк погиб в Минске 28 сентября 2021 года во время перестрелки в многоквартирном доме. Согласно официальной версии, одетые в штатское сотрудники КГБ проводили «отработку адресов, по которых могли находиться лица, причастные к терроризму». При штурме квартиры Федосюка застрелил из охотничьего ружья хозяин квартиры — 31-летний айтишник Андрей Зельцер. После этого стрелявшего убили ответным огнем.
Перестрелка в Минске широко освещалась в СМИ. В частности, заметку об этих событиях опубликовала «Комсомольская правда в Беларуси». Журналистам издания удалось взять комментарий у одноклассницы Зельцера, в котором она положительно отозвалась о нем. Через несколько дней сайт белорусского филиала «КП» заблокировали на территории республики.
В начале октября белорусские силовики задержали автора статьи о Зельцере Геннадия Можейко. Мать журналиста Ирина считает, что его задержали в Москве и насильно доставили в Минск. Издание же приняло решение закрыть свой филиал в Беларуси.
1 октября в Минске прошли похороны Дмитрия Федосюка. Офицера проводили в последний путь со всеми воинскими почестями. Церемония широко освещалась государственными СМИ.
Похороны Андрея Зельцера прошли 6 октября. Проститься с убитым пришли около десятка человек. Как отметила экс-доцент Минского лингвистического университета Наталья Дулина, из морга тело привезли прямо на кладбище, потому что все ритуальные залы отказались предоставить помещение для прощания с Зельцером.
Почтить его память призвала лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская. «Нам не говорят, как погиб сотрудник КГБ, почему жена Андрея оказалась на Окрестина. Единственное, что мы знаем, — это то, что еще два человека больше никогда не вернутся домой к своим семьям», — написала она в своем Telegram.