Во время частичной мобилизации в России законы перестали действовать. Такое мнение в разговоре с RTVI высказала ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова в передаче «Хроники нового времени».

«Отсутствие законных действий в таком масштабе наши организации в России никогда не наблюдали, никогда такого не было. Какие-то части закона, постановлений, касающиеся военной службы, призыва, увольнения, всегда соблюдались. Тут все было отменено и ничего не действовало. Каждый военком на районном уровне действует так, как ему подсказывает его опыт, или где-то по телефону ему говорит начальник, или еще что-то происходит. Вот в этом проблема. И когда народ к нам обращается, «как же по закону должно быть?!», я пишу: «Забудьте, законы умерли на время мобилизации»».

По словам Мельниковой, в законах «О мобилизационной готовности и мобилизации» и «О воинской обязанности» не прописаны условия предоставления отсрочек от мобилизации, поскольку сам термин «частичная мобилизация» не уточняет, какую часть можно мобилизовать. Это привело к тому, что руководство страны дает одни установки по мобилизации, а военные комиссары делают другое.

В этой ситуации следить за исполнением указаний и обещаний Верховного главнокомандующего должны губернаторы. Но они, как отмечает секретарь Союза, этого не делают, потому что «не слушали, не понимают или у них там свои какие-то циркуляры».

При этом именно к губернатору и стоит обращаться мобилизованным, у которых есть отсрочка или которые не подпадают под призыв по медицинским основаниям.

«Мы с коллегами быстро поняли, что если обращаться по поводу оснований для отсрочки, освобождения от мобилизации, единственный адресат — это глава субъекта федерации. По должности он руководит всеми мобилизационными мероприятиями на той земле, где он как бы должен защищать интересы населения, и он адресат ваших обращений», — подчеркнула Мельникова.

По ее словам, для этого необходимо подготовить полный пакет документов, подтверждающих право об освобождении от мобилизации, и отправить их в приемную главы региона. Как отмечает секретарь Союза, ответы в таком случае бывают не всегда толковые, но в целом такой порядок действий «примерно на 80% правильный», поскольку «губернаторы направляют информацию военному комиссару субъекта, а тот уже должен по обязанности довести эту информацию до районного военкома как начальник».

Частичная мобилизации была объявлена 21 сентября. По словам президента России, призыву подлежат граждане, которые состоят в запасе и, прежде всего, прошли службу в армии, а также имеют определенные военно-учетные специальности и соответствующий опыт. Впоследствии Путин признал, что в некоторых случаях военкоматы призывают не подлежащих мобилизации граждан, и заявил о необходимости исправить все ошибки.

Генпрокурор России Игорь Краснов 12 октября сказал, что прокуроры с первых дней мобилизации начали фиксировать нарушения и недостатки. По его словам, зачастую они были связаны с призывом негодных к мобилизации граждан, которые в свою очередь несвоевременно предоставляли информацию о своем состоянии здоровья или семейном положении в военкоматы. Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев заявил, что мобилизация проходит так, как «может проходить в стране, где ее не было более 80 лет».

14 октября Владимир Путин сказал, что «примерно» в течение двух недель «все мобилизационные мероприятия» будут завершены.