После того, как закон об электронных повестках заработает в полной мере, для военкомов следует установить административную, а, возможно, и уголовную ответственность за призыв граждан, не подлежащих службе. С такой инициативой планирует выступить партия «Справедливая Россия — Патриоты — За правду!», рассказал RTVI ее лидер Сергей Миронов в программе «Что это было?!». По его мнению, это позволит не допустить ошибок, которые были допущены во время частичной мобилизации.
Говоря о спорах в Госдуме во время голосования за закон об электронных повестках, Миронов признал, что финальная редакция законопроекта «действительно появилась за сутки до рассмотрения». Тогда на это жаловались ряд депутатов от КПРФ. Впрочем, пояснил лидер справороссов, «идея создания электронного общего реестра военнообязанных, в общем-то, была» и разрабатывалась в профильном комитете по обороне. По его словам, это было связано с массовыми нарушениями, которые обнаружились во время проведения частичной мобилизации, когда «повестки получали слепые, люди без конечностей, люди в возрасте за 60 лет» и в то же время «не получали молодые офицеры в отставке, с опытом боевых действий, которые готовы были идти защищать Родину, но их никто не призывал».
Сразу после этого, пояснил депутат, и начались разговоры о необходимости цифровизации системы военкоматов, поэтому, полагает он, с ключевыми положениями законопроекта все, «кто по крайней мере отслеживал эту тему, были знакомы». По его словам, «электронная база данных по всем мобилизованным и военнообязанным должна быть», в том числе чтобы не повторять ошибки, допущенные во время проведения частичной мобилизации. А после того, как начнется его правоприменительная практика, фракция «Справедливой России» намерена «доработать» вопрос и об ответственности военкомов, у которых теперь в распоряжении будет электронная база.
«В законе прописана ответственность тех, кто вовремя чего-то там не сделает, не явится на призывной пункт. Но мы убеждены: должна быть ответственность военкомов. Если несмотря на то, что теперь у них электронная база, опять будут вот такие дела, военком должен лично отвечать, включая административную ответственность точно, а может быть, даже уголовную, если он будет нарушать закон и если будут при уже этой системе вот такие вопиющие случаи, о которых я говорил», — сказал он.
Сам закон об электронных повестках Миронов назвал «нужным и правильным». Введение ограничений для уклонистов, в том числе запрет на выезд за границу, депутат не считает нарушением Конституции. По его мнению, «военная обязанность — это обязанность гражданина», за уход от которой человеку может грозить уголовная ответственность, поэтому обозначенные в законе ограничения в правах — «это некое предупреждение».
Новый закон, уверен депутат, не вызовет новую волну миграции. Он подчеркнул, что речь в данном случае идет «прежде всего о призыве тех, кому это нужно». Например, 90% уехавших в ходе частичной мобилизации, по данным Миронова, «никто бы никогда не призвал по самым разным основаниям».
«Ведь на мобилизацию призывали тех, кто служил. Вот почему я уверенно говорю 90% — они не служили в армии, у них не то что боевого опыта нет, они вообще там не знают, с какого боку к этому уставу подойти. Именно поэтому их не могли ни при каких условиях призвать на мобилизацию», — объясняет он. Как добавил депутат, 40% из тех, кто уехал осенью прошлого года, «уже по-тихому вернулись», в частности потому что увидели, «что вообще никого из тех, кто должен был быть, по их мнению, мобилизован» не призвали.
- 11 апреля Госдума приняла закон об электронных повестках и создании единого реестра военнообязанных, 14 апреля его подписал Владимир Путин. В Кремле подчеркивали, что инициатива не связана с мобилизацией, а касается воинского учета. О том, что изменится с введением закона и означает ли это подготовку ко второй волне мобилизации, читайте в материалах RTVI.
- О начале частичной мобилизации в России Путин объявил 21 сентября. Глава государства утверждал, что призыву будут подлежать только те россияне, кто состоит в запасе, прежде всего служившие в армии, имеющие определенные военно-учетные специальности и соответствующий опыт. Впоследствии власти признавали, что в некоторых случаях под мобилизацию попали те, кто ей не подлежит. 10 октября Путин отмечал, что «бестолковщины при мобилизации достаточно», а генпрокурор Игорь Краснов заявлял, что нарушения при проведении мобилизации выявлялись с первых дней ее проведения. 28 октября в Минобороны сообщили о завершении частичной мобилизации. Указ о ее завершении президент не подписывал.