Бывшие заключенные ИК-2 в Покрове, где находится оппозиционер Алексей Навальный, Нариман Османов и Евгений Бурак дали интервью телеканалу «Дождь»* и рассказали, как в колонии провоцировали политика на драку и боролись с его голодовкой.
Османов и Бурак некоторое время были в исправительной колонии в одном отряде с Навальным, но уже вышли на свободу. Османов сообщил, что этот отряд был специально создан перед прибытием Навального в колонию. По его словам, заключенным сообщили, что в их шестом отряде «прорвало трубу» и их переводят в другой — второй — отряд. В новом отряде, пояснил Османов, «все только что покрашено, в порядок приводили в спешке».
Также Османов рассказал, что перед приездом Навального с каждым заключенным провели беседу. «Меня спросил оперативник: „Нариман, ты знаешь, почему ты остался здесь?“ Я говорю: „Наверно, Навального сюда приведут“», — сообщил собеседник телеканала.
Также по словам Османова, заключенным запретили общаться с Навальным, создавая для оппозиционера атмосферу полной изоляции. «Мы, естественно, страдали вместе с ним. Психически я до сих пор не восстановился, если честно», — отметил он.
Бывший заключенный рассказал, что Навальный пытался с ним поговорить, однако он эти попытки пресек, но все же ответил на вопрос политика, где на территории колонии «безопасное место» (оказалось, что это площадка для занятий спортом).
Также бывшие заключенные рассказали, что во время голодовки Навального в колонии ранним утром жарили «полмешка колбасы», чтобы запах заставил оппозиционера прекратить протест.
Алексей Навальный объявил голодовку 31 марта. Он жаловался на боли в спине и ноге и утверждал, что медики в колонии не могут оказать ему необходимую помощь. В поддержку Навального больше 100 западных писателей, режиссеров, журналистов и актеров написали открытое письмо президенту России Владимиру Путину, в котором потребовали допустить к политику врачей. США предупредили российские власти, что их ждут последствия в случае смерти Навального.
Кроме того, по словам собеседников телеканала, рядом с Навальным разместили заключенного по фамилии Ющенко, которого потом забрали в санчасть и заявили, что у него якобы открытая форма туберкулеза. Османов отметил, что ему удалось объяснить Навальному, что это постановка.
Другой бывший заключенный Евгений Бурак рассказал, что, когда политика во время голодовки перевели в больницу, руководство колонии подготовило фильм о «нетрадиционной ориентации» Навального. По его словам, фильм продемонстрировали в день рождения политика, 4 июня, после отбоя.
Кроме того, по словам Османова, когда Навальный вернулся в колонию из больницы, ему несколько дней умышленно не давали спать. Для этого на соседнюю койку с политиком поселили заключенного, который «на нервах ему играл, издавая разные звуки», рассказал собеседник.
Специально ему это сделали после больницы, чтобы он уже остепенился. <…> Кто им не преклоняется, у них у всех такая цель стоит — сломать человека
Были и другие способы давления на политика. Османов и Бурак рассказали, что заключенные из отряда Навального постоянно ходили за ним и записывали каждое произнесенное слово, чтобы передать информацию сотрудникам ИК.
Также, по словам бывших заключенных, оппозиционера провоцировали, чтобы он применил силу, однако Навальный на это не поддался, лишь один раз заявил: «Придет время, вы будете в окно убегать».
Что говорят в ОНК
Член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Владимирской области Сергей Яжан усомнился в правдивости рассказов бывших заключенных. «Мне кажется, это просто разговоры. Я просто знаю, по последней информации, что все у него нормально», — сообщил он «Дождю»*.
Также телеканал обратился за комментарием в управление ФСИН по Владимирской области, однако на момент публикации интервью ответа от службы исполнения наказаний не поступало.
«Может ведь и никакого дзена не хватить»
Соратник Навального Леонид Волков в своем Telegram-канале прокомментировал интервью «Дождя»* и заявил, что система работает по приказу.
«Приказы в отношении Алексея Навального может отдавать только Владимир Путин. Хотя бы потому, что спросят именно с Путина, если с головы Навального хотя бы волосок упадет, пока он в колонии; хотя бы потому, что санкции будут бить по Путину и его друзьям, его кошелькам», — отметил Волков.
По его словам, был отдан приказ сделать жизнь Навального в колонии невыносимой.
«Трогать физически нельзя, убивать нельзя — но вот если другие заключенные его будут бить, это нормально; все же в камерах, каждый сантиметр просматривается, так, чтобы ФСИН всегда мог сказать — „а это не мы». А еще лучше, если получится спровоцировать, чтобы он сам кого-то ударил и получил в ответ. Если за человеком ходить в туалет и не давать спать — может ведь и никакого дзена не хватить… Вот и отлично: спровоцируем, а потом покажем кадры „западным партнерам»: мол, он вовсе не Махатма Ганди», — пояснил Волков.
Дело Навального
2 февраля суд принял решение заменить Навальному условный срок по делу «Ив Роше» на реальный. Политик отбывает наказание в колонии № 2 во Владимирской области.
30 июня Преображенский суд Москвы признал законным постановку на учет осужденного Навального как лица, склонного к побегу. В решении суда говорилось, что, по словам сотрудника СИЗО «Матросская тишина», политик сам говорил о побеге.
Навальный, который принимал участие в заседании суда по видеосвязи, заявил, что протокол заседания комиссии был сфабрикован, а его слова о побеге были шуткой. Оппозиционер отметил, что при вынесении решения о постановке его на учет «отсутствовали достоверные и проверенные сведения о намерении совершить побег».
В конце сентября на Навального завели уголовное дело по статье о создании экстремистской организации. Оно стало четвертым после возвращения политика на родину — помимо дела «Ив Роше», он фигурировал в делах об оскорблении судьи и о мошенничестве с пожертвованиями ФБК**. Еще одним делом, по которому проходит Навальный со своими соратниками, стало разбирательство о создании некоммерческой организации, посягающей на права и свободы граждан.
* признан СМИ-иноагентом
** признан иноагентом и экстремистской организацией