В эфире RTVI продюсер, театральный режиссер и экс-руководитель Художественного театра — МХАТ им. М. Горького — Эдуард Бояков рассказал о своем увольнении, конфликте с Владимиром Кехманом и отношении к президенту России. Об этом он поговорил с ведущей программы «Специальный гость с Тиной Канделаки».
О причинах увольнения из МХАТ им. М. Горького. «Третий-четвертый день после моего увольнения из МХАТа — я помню этот момент. Звонок одного из попечителей и разговор с ним о том, что дело не в твоей карьере, как мне было сказано, а дело в том пространстве, которое мы начали создавать, в которое МХАТ начал превращаться в тех спектаклях, которые мы, говорил попечитель, вместе сделали».
О новом театре. «После этого звонка [от попечителя] я понял, что нужно строить новый театр, делать новый театральный проект, нужно продолжать репертуарную политику».
О финансировании. «Денег дали достаточно, чтобы я ответственно заявил, что мы будем строить театр, мы будем строить новый репертуар […] Субсидия большого драматического театра, такого как МХТ, Вахтанговский, Малый — это от 300 до 600 млн рублей в год».
О названии театра. Эдуард Бояков не стал раскрывать название нового проекта, однако отметил, что «ему не нравится практика, когда к названию театра привязывают имя».
О спектакле «Лавр». Первой постановкой нового театра станет «Лавр» по книге Евгения Водолазкина, который будет перенесен из МХАТа, поделился Бояков. «Главные будут: Дмитрий Певцов, Леонид Якубович, Валентин Климентьев – народный артист России, прослуживший в МХАТе 30 с лишним лет и уволенный в день 60-летия», — рассказал он. Сам режиссер будет работать над постановкой по роману Андрея Рубанова «Хлорофилия», действие которого происходит в Москве XXII века.
Об Ольге Бузовой. «Спектакль „Чудесный грузин“, в котором Ольга играет небольшую эпизодическую, но яркую и нужную роль, мы рассматриваем. Мы чувствуем огромный запрос рынка, и, может быть, мы его тоже восстановим. Я думаю, что она [Бузова] будет с нами, если мы ее позовем», — рассказал Бояков.
О цифровизации. «Сегодня во времена сетевых пространств, невероятной мобильности можно совершенно по-другому построить театр. <…> Наш театр будет на некоей логистической платформе. Мы не уходим в цифру, мы остаемся в реальности. Это будут разные площадки».
О конфликте с Кехманом и Дорониной. Бояков рассказал, что решение о его уходе из Художественного театра — МХАТ им. М. Горького — было принято давно. «Это связано не с моими какими-то позициями… Это, скорее, такая разводка. Решение было принято совершенно точно давно [чтобы назначить его и уволить меня]. Уже весной устав театра поменяли», — отметил он.
По словам режиссера, сначала гендиректор МХАТ им. Горького Владимир Кехман сказал ему в личной беседе, что сделает все, чтобы он остался и мог продолжать свою художественную политику, а через пять дней вдруг попросил его уволиться.
«Был разговор, когда Кехман сказал: „Все, пиши заявление. Я предлагаю тебе уволиться. Ничего личного, это требование Татьяны Васильевны [Дорониной] и еще каких-то сил. <…> Татьяна Васильевна не придет в театр, если ты не уволишься“. И я оказался перед выбором», — подчеркнул Бояков, добавив, что у него нет конфликта с Дорониной.
По словам бывшего худрука МХАТа, после того как он пожал руку на прощание гендиректору, на выход его сопроводил сотрудник охраны. «Когда я встал и пожал руку Владимиру Абрамовичу [Кехману], я вдруг обнаружил, что рядом стоит охранник, который начал меня сопровождать в мой кабинет. Я оделся, дал задание моему помощнику снять иконы, слава Богу», — признался режиссер.
О вере. «Вера — это главное, что есть в моей жизни, совсем другой уровень. Театр — это не самое важное в жизни, конечно».
О президенте России. «Я доверенное лицо президента. Я государственник и останусь им всегда. Потому что я понимаю важность этого института, даже когда он совершает чудовищные поступки, даже когда нет культурной политики».
О министерстве культуры. «Министерство культуры может назначить худрука, может переписать устав, может назначить директором какого-то администратора, который чем-то торговал».
О либеральной повестке. «Я чувствую, что есть огромное количество молодых, активных, состоятельных людей, которые устали от той либеральной повестки, которую навязывает Запад. Которые не хотят соглашаться и не хотят воспитывать детей, с детского сада объясняя им, что может быть, там, 30 полов, гендеров или еще что-то. У меня младшему два года, но я не хочу отдавать ребенка в этот сад и в эту школу».
О долге и войне в Донбассе. «Христианин иногда должен воевать. Иногда ты должен воевать за свою землю. В Донбассе всегда жили русские люди, Донбасс построен русской культурой, Донбасс — это часть русского мира. И я, и мои дети будут его защищать». ______________
Эдуард Бояков родился 16 июня 1964 года в Дагестане, окончил факультет журналистики Воронежского государственного университета (ВГУ), после — Московскую международную школу бизнеса и Российскую экономическую академию имени Г. В. Плеханова.
Руководил управлением общественных связей и рекламы компании «Менатеп-Импекс». С 1994 года возглавлял дирекцию театрального фестиваля «Золотая маска».
В 1998-1999 годах Бояков работал директором Российского академического молодежного театра.
В 2002 году совместно с Михаилом Угаровым и Еленой Греминой учредил фестиваль «Новая драма». Тогда же он занимал должность генерального директора Московского пасхального фестиваля.
С 2005 года Бояков руководил театром «Практика», открыл собственную одноименную киностудию. В 2012 году совместно с Политехническим музеем создал Политеатр, площадку для театральных представлений, концертов и перформансов.
С 2013 по 2015 год руководил Воронежским государственным институтом искусств.
С декабря 2018 по ноябрь 2021 года Бояков занимал должность художественного руководителя МХАТ имени М. Горького.