5 ноября Яффа Иссахар, мать осужденной в России за хранение и контрабанду наркотиков израильтянки Наамы Иссахар, попросила адвокатов отозвать ходатайство о приостановке экстрадиции из Израиля в США гражданина России Алексея Буркова. RTVI поговорил с адвокатом Алексеем Коваленко, который представляет интересы девушки в Израиле.
RTVI: Почему Яффа Иссахар отозвала прошение об остановке экстрадиции Буркова в США?
Алексей Коваленко: Семья это объясняет тем, что ведутся переговоры и с министром юстиции, и с другими чиновниками и политиками, которые обещают помочь решить этот вопрос. Израиль очень активно участвует в решении вопроса Наамы. И поэтому отозвали обращение в Верховный суд для того, чтобы, скажем так, не навредить переговорному процессу, который ведется и не афишируется.
RTVI: Есть ли гарантии возвращения Наамы Иссахар в Израиль?
АК: Была подана апелляция [на приговор]. В рамках этой апелляции адвокаты, которые представляют интересы Наамы Иссахар в России, это адвокатский офис Pen & Paper, Вадим Клювгант и Алексей Добрынин, просят отменить приговор или изменить его. Приговор очень суровый и не соответствует составу преступления или то, в чем ее обвиняют. Поэтому, как только пройдет апелляционный процесс в России, будет ясно, как быстро она вернется в Израиль. Все шансы на то, вся надежда на то, что этот приговор будет отменен.
RTVI: Что будет делать защита дальше?
АК: На данном этапе процесс делится на две части. Одна часть работы проходит в Израиле — это переговорная: больше работа с политиками, чиновниками, не все ведется там на официальном уровне, а иногда это просто личные встречи. [Вторая] — в России, все основывается на апелляции, у которой еще нет даты точной. И после того как будет заслушана, и позиция Наамы, и прокуратуры, будет вынесено решение. По российскому законодательству назначение заседания может длиться несколько месяцев, на данном этапе ждут, когда назначат заседание в России.
RTVI: У Буркова будет суд по экстрадиции. Есть ли шанс, что его передадут России?
АК: Есть решение Верховного суда о том, чтобы экстрадировать его в Америку. Оно уже было дано до этого. А сейчас речь шла о заседании, которое вообще было назначено по факту обращения в суд семьи Наамы, а не адвокатами Буркова (7 ноября должно пройти заседание, на котором бы рассмотрели ходатайство о приостановке экстрадиции в США Буркова) . Я не слышал об обращении, которое бы делали адвокаты Буркова. Они ответчики были по этому вопросу, то есть по этому обращению в суд, которое было отозвано. Адвокаты Буркова и министр юстиции были ответчиками. Я не знаю, будут ли заседания в четверг или нет. Если он будет отдан Америке, то там он, в принципе, и останется. В Россию — это уже личные договоренности между Россией и Соединенными Штатами. То есть Израиль никакого к этому отношения не имеет.
Нааму Иссахар задержали в аэропорту Шереметьево в апреле 2019 года, когда она летела с пересадкой из Дели в Израиль. Таможенники нашли в ее рюкзаке 9,5 граммов гашиша. Сама девушка заявила, что не знает, как вещество попало в ее сумку.
Иссахар провела в СИЗО почти полгода, а 11 октября суд в Химках приговорил ее к 7,5 годам колонии по обвинению в контрабанде наркотиков. Еще до этого семья задержанного в Израиле по запросу США в 2015 году Алексея Буркова обратилась в российский МИД с просьбой начать переговоры об обмене его на Иссахар.
Американские власти подозревают Буркова в киберпреступлениях и добиваются его выдачи. 31 октября Верховный суд Израиля приостановил процесс экстрадиции, когда семья Иссахар подала петицию против передачи россиянина США.