Ракетный удар по госпиталю в секторе Газа, который случился на 12-й день войны Израиля с ХАМАС, вывел конфликт на новый уровень. Стороны обвинили друг друга в бомбардировке объекта, где, по разным оценкам, погибли несколько сотен человек. В ЦАХАЛ заявили, что в больницу попала ракета, выпущенная «Исламским джихадом»*, палестинцы заявляют об атаке израильтян. По мусульманским странам прошла волна антиизраильских демонстраций. В Аммане отменилась встреча лидеров Иордании, США, Египта и Палестины, на которой ждали Джо Байдена. Президент США, чья поездка на Ближний Восток в итоге ограничилась только Израилем, дал понять премьеру Нетаньяху, что считает виновным не еврейское государство. А вот в МИД России потребовали от Израиля представить доказательства, что удар нанесли не они. На 18 октября Россия и ОАЭ запросили заседание Совбеза ООН по Газе. Чья именно ракета могла попасть в больницу Аль-Ахли и как далеко зайдет эскалация — в материале RTVI.

Чьей могла быть ракета

Спустя сутки после трагедии не прибавилось ясности, каким именно оружием был нанесен удар и из-за чего разрушилась больница. Каждая из сторон отрицает свою причастность к произошедшему и обещает предоставить свои доказательства — МИД Израиля заявил, что предоставит имеющиеся данные в Совбез ООН, а ХАМАС анонсировал скорую публикацию доводов в пользу вины израильтян.

Ранее ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) опубликовал видео с попаданием ракеты. Согласно заявлению израильской армии, трагедия произошла из-за запущенной «Исламским джихадом»* ракеты в сторону Израиля, которая дала осечку. Также в качестве аргумента в пользу этой версии ЦАХАЛ опубликовал, как утверждается, запись перехваченного телефонного разговора между членами ХАМАС. Один из участников разговора уточнил, что ракета, предположительно, была запущена с кладбища за больницей «Аль-Маамадани» в секторе Газа, а осколки от ракеты «не похожи на израильские».

По мнению корреспондента BBC Джона Доннисона, больницу атаковал израильский самолет. «Учитывая размеры взрыва, трудно представить, что это может быть, кроме израильского авиаудара или нескольких авиаударов. Когда мы наблюдаем ракеты, выпущенные из Газы, мы никогда не видим взрывов такого масштаба. Мы были свидетелями [гибели] полудесятка, может быть, чуть больше человек, убитых в результате таких ракетных обстрелов», — сказал британский журналист во время телеэфира.

В среде российских экспертов и авторов телеграм-каналов появились такие версии:

— военный эксперт Алексей Леонков допускает, что могла использоваться 910-килограммовая бомба GBU-31 с установленным на ней американским оборудованием JDAM, которое делает полет авиабомбы корректируемым. Такой вывод был сделан на основе оценки мощности взрыва и характерного «свистящего» звука падения снаряда, характерного для бомб с установленным JDAM. «То, что ни у ХАМАС, ни у «Исламского джихада»* такого оружия нет, — это факт. Было бы — его бы применили сразу, в первый же день. Но у них есть проблемы и со взрывчатыми веществами, и с ракетами, и с калибрами. Они не смогли создать у себя установку для пуска мощных ракет. Вместе с тем мы знаем, что все бомбовые удары Израиля осуществлялись именно с помощью JDAM», — сказал Леонков в комментарии Lenta.ru.

Mohammed Saber / EPA / TASS

— Телеграм-канал Readovka пишет и о более радикальном сценарии — «палестинцы оперативно максимально раздули прилет по территории больницы, а история ушла на мировой уровень и зажила своей жизнью». Как отмечают авторы телеграм-канала, «свидетельств уничтожения больницы в Газе и почти тысячи жертв нет», а в интернете опубликованы снимки нескольких десятков тел. Вдобавок на опубликованных фото больницы и ее окрестностей не видно разрушений зданий на территории госпиталя, а только сгоревшие автомобили на парковке возле больницы.

Исходя из имеющихся данных и масштаба жертв, правдоподобнее звучит версия о причастности Израиля к удару по больнице в секторе Газа, считает востоковед Андрей Онтиков. «Видимо, речь идет о довольно серьезной и мощной атаке. ХАМАС или «Исламский джихад»*, как правило, применяют ракеты относительно небольшой мощности. Масштаб жертв и разрушений говорит не в пользу Израиля», — сказал Онтиков в беседе с RTVI. При этом эксперт допустил, что вина за разрушения может ложиться не на Израиль, а на «Исламский джихад»* — окончательный вывод возможно сделать после рассмотрения доказательств о непричастности Израиля.

Судя по тем свидетельствам, которые сейчас есть, это было случайное попадание снаряда «Исламского джихада»*, считает научный сотрудник лаборатории «Центр ближневосточных исследований» ИМЭМО РАН Людмила Самарская. «Если опираться на доказательства израильтян, то удар был, видимо, где-то рядом с больницей. Но пока сказать сложно, нужно подождать дополнительных данных», — отметила Самарская в беседе с RTVI.

Посол Израиля в Москве Александр Бен Цви на брифинге подтвердил корреспонденту RTVI, что все эти данные, включая сведения израильских ВВС, уже переданы в ООН. «Израиль не атаковал больницу Аль-Ахли в секторе Газа, там упала «плохо сделанная» ракета группировки «Исламский джихад»*», — заверил Александр Бен Цви журналистов. Дипломат также повторил версию ЦАХАЛ о том, что ракета попала не в саму больницу, а на автостоянку поблизости.

Случится ли новая эскалация

Многие эксперты опасаются, что трагическое происшествие в Газе вызовет дальнейшую эскалацию. Глава политического бюро ХАМАС Ахмед Абдул-Хади, который находится в Бейруте, заявил изданию Politico, что шиитская группировка «Хезболла» в Ливане готовится открыть второй фронт против Израиля.

Но есть и другое мнение. По словам Андрея Онтикова, трагедия может привести не к разрастанию конфликта, а, наоборот, к его деэскалации. «Несмотря на попытки нападения на израильские дипломатические представительства в разных странах, демарши и осуждения Израиля со стороны арабских политиков и официальных лиц исламских стран, события такого масштаба могут разворачивать конфликты в обратную сторону и приводить к ослаблению накала», — считает эксперт.

Снижению эскалации способствует то, что ХАМАС ранее уже заявлял о достижении своих целей. «ХАМАС действительно выполнил поставленные им цели. Это, в первую очередь, остановка процесса примирения между Саудовской Аравией и Израилем. Вероятно, это и было основной целью нынешней эскалации со стороны ХАМАС. В более широком плане нужно учитывать планы создания транспортного коридора из Индии в Европу по территории Саудовской Аравии и Израиля, — размышляет Онтиков. — Пока эти планы о коридоре отодвигаются на неопределенный срок».

Что касается премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, он оказался в очень непростом положении. «Когда ХАМАС совершил свои террористические атаки, Нетаньяху нужно было ответить, чтобы как минимум обезопасить себя с точки зрения избирателей и оппозиции. Это он и начал делать при помощи ударов по сектору Газа», — объяснил Онтиков. Но Нетаньяху медлил с началом наземной операции, так как она в любом случае приведет к существенным потерям в рядах ЦАХАЛ.

«Несмотря на высокотехнологичность армии Израиля, наземная операция подразумевает ведение боевых действий в очень плотной городской застройке и на территории врага, который поднаторел в ведении войны партизанскими методами», — сказал эксперт RTVI. Операцию в секторе Газа усложняет и тот факт, что там проживает более двух миллионов человек, и не всегда удается отличить гражданских лиц от боевиков. Также ЦАХАЛ нужно учитывать и существование разветвленной сети подземных туннелей, выходы которых могут оказаться в самых непредсказуемых точках.

Hatem Moussa / AP

«Одно дело — бить с воздуха, а другое — когда в Израиль в большом количестве из сектора Газа будут возвращаться гробы. Это может кардинально поменять общественное мнение. Сейчас оно скорее вопрошающее, а при потерях в ЦАХАЛ станет, скорее, негодующим по отношению к Нетаньяху. Поэтому он медлит», — пояснил Андрей Онтиков. Также полномасштабная операция ЦАХАЛ в секторе Газа может привести к большим потерям среди гражданского населения анклава, к обвинениям Израиля в преступлениях против человечности, в геноцид. Поэтому Нетаньяху находится сейчас в далеко не самом легком положении, и ему было бы выгодно использовать произошедшую трагедию для деэскалации.

Большая война в регионе не выгодна никому. Если в нее вовлекаются «Хезболла», йеменские хуситы, иракские и сирийские шииты, подключается Иран, то конфликт может затронуть весь регион Ближнего Востока, отметил Онтиков. «Но противоречий в регионе слишком много. Где Иран — там может подключиться и его давний противник Саудовская Аравия, где Саудовская Аравия — там и Катар. А если война затронет весь регион, то к нему в том или ином виде подключатся и крупные игроки, такие как США, Китай и Россия. Это никому не нужно в регионе», — объяснил эксперт.

Также он добавил, что «Хезболла», скорее всего, не будет расширять свое участие в конфликте. «Она бы уже сделала это, если бы хотела. Но это грозит большой войной с подключением мировых держав», — заключил собеседник RTVI.

Удар по больнице пока не привел к активизации других игроков, отметила Людмила Самарская. «Мы видели осуждение удара, осуждения Израиля. Но позиции других стран региона были такими же и до атаки, а их более активное подключение к конфликту из-за удара по больнице пока не наблюдается», — сказала востоковед.

Действия США, которые усиливают свое военное присутствие в регионе, направлены на предотвращение дальнейшей эскалации, считает Самарская. «Это демонстрация поддержки и предупреждение прочим региональным странам не вмешиваться. А они, в том числе и Иран, пока, видимо, не заинтересованы в дальнейшем разрастании конфликта», — объяснила эксперт.

Если ЦАХАЛ все же решится на наземную операцию в секторе Газа, то со стороны сочувствующих Палестине возможны определенные символические жесты, но какого-то более масштабного расширения конфликта, скорее всего, не будет, заключила Людмила Самарская.

* Террористическая группировка запрещена в РФ