Ровно 56 лет назад Берлин и Париж подписали исторический договор: «Елисейское соглашение» положило начало сотрудничеству двух извечных противников. Позже экономическая интеграция продолжилась созданием Европейского объединения угля и стали и, наконец, Евросоюза. Больше чем через полвека в немецком Ахене встретились Ангела Меркель и Эмманюэль Макрон, чтобы подписать новый договор о дружбе Германии и Франции. Подробности — в материале Константина Гольденцвайга.
Прямо с вертолета — в коронационный зал старинной ратуши. Оттуда — на теледебаты. Всюду, куда бы не добирались пешком по небольшому городу Ахену Меркель, Макрон и высокопоставленная свита, их встречают не только сторонники Евросоюза — движение «Пульс Европы», но и и противники в «желтых жилетах». Последних не так много, но о себе они заявляют громко.
Кроме французских, в толпе желтого цвета теперь слышны и проклятия по-немецки: «Предатели народа!» и «Проваливайте». Лидеров Германии и Франции крики эти внешне оставляют невозмутимыми. Рост антиевропейских, популистских настроений и для Меркель, и для Макрона — лишнее подтверждение того, что двум странам пора сплотиться еще сильнее и стать образцом для затрещавшего по швам Евросоюза.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Слова «амбициозный» и «Европа» Макрон, против которого лишь в эту субботу на улицах французских городов митинговало 80 тысяч человек, повторит не раз. Меркель не раз кивнет в ответ. Стоящий рядом глава немецкого МИД Хайко Мас заметит: в мире и так больше нет примеров партнерства столь близкого, как между Францией и Германией. Но в новом договоре о сотрудничестве — еще большая интеграция ключевых европейских стран в обороне, внутренней безопасности и политике по отношению к ЕС.
В планах — создание общей «французско-германской экономической зоны» и единые стандарты в экспорте вооружений. Франция обещает даже Германии помочь получить место в Совбезе ООН. И если это в краткосрочной перспективе маловероятно, то вот осуществление сразу пятнадцати проектов — финансовых, энергетических, железнодорожных — должно начаться незамедлительно. От большого до малого: например, общего транспорта или детских садов вдоль границы обеих стран.
Противники Макрона и углубления партнерства с немцами во Франции (во главе с лидером «Национального фронта» Марин Ле Пен) трактуют договор по-своему, в вольном пересказе угрожая «новым насаждением германских законов в приграничных Эльзасе и Лотарингии» и вообще «потерей Францией суверенитета».
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Призывы к национальной гордости, категоричные обвинения знакомы не только Макрону с Меркель, но и историкам. Главы двух государств встречаются ровно через 56 лет после заключения Шарлем де Голлем и Конрадом Аденауэром предыдущего, исторического соглашения, которое примирило двух заклятых врагов Старого света.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Без этого примирения тогда не было бы и единой Европы сегодня.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Едва ли не сильнее, впрочем, дух захватывает всего за два месяца до предполагаемого Брэкзита и за четыре — до выборов в Европарламент, где победу могут одержать националисты. Перекричать ревущую толпу на улицах и в соцсетях Макрон и Меркель не в силах, но у обоих есть еще немного времени, чтобы попытаться спасти европейский проект.