Уже месяц продолжается осада «Азовстали» — последнего опорного пункта, который удерживают в Мариуполе украинские военные. После эвакуации с завода всех гражданских российские войска возобновили попытки прорваться на его территорию. Украинские власти ведут теперь переговоры о спасении тяжелораненых. В Киеве заявили, что посредником готова стать Турция. При этом речи о полном выводе украинских военных не идет. О том, как развивалась ситуация вокруг «Азовстали» и какие есть дальнейшие варианты — в материале RTVI.

Корреспонденты RTVI вынуждены приводить данные о боевых действиях и потерях только с использованием официальной информации российской стороны. Это обусловлено введенными в России ограничениями на работу журналистов.

Бои за Мариуполь — крупный порт и важный центр логистики на Азовском море — начались 25 февраля: Он относится к Донецкой области, в границах которой Россия признала Донецкую народную республику (ДНР). Ко 2 марта находившиеся в Мариуполе украинские войска оказались в окружении. К концу месяца под контролем Вооруженных сил Украины (ВСУ) еще были Центральный и Приморский районы города, промзона и порт. К 13 апреля украинские военные оставили все позиции, кроме «Азовстали».

Металлургический комбинат «Азовсталь» был основан в 1933 году и является одним из самых больших заводов в Европе, занимая 11 кв. км. Там работали больше 10 тысяч человек. Когда министр обороны России Сергей Шойгу докладывал Владимиру Путину, что Мариуполь взят, он не преувеличивал. «Азовсталь» и промзона вокруг него — фактически отдельный город в городе с огромной подземной инфраструктурой на глубине до 30 метров.

Остались ли на заводе гражданские?

С начала апреля 2022 года, когда все жилые районы Мариуполя оказались под контролем войск России и ДНР, на заводе заняли оборону по разным подсчетам от 3000 до 3500 украинских военных, там же нашли убежище до 1000 мирных жителей. Значительную часть контингента составляют военнослужащие батальона специального назначения «Азов», который входит в Нацгвардию Украины и участвовал в боях за Мариуполь и Харьков. Его численность на конец февраля — по разным данным, от 1000 до 5000 человек. Подразделение было создано в мае 2014 года при участии неонациста Андрея Билецкого (известного как «Белый вождь») и министра МВД Украины Арсена Авакова и в него входят в основном националисты.

Помимо «Азова» на заводе укрылись морпехи, пограничники, Нацгвардия, тероборона, полицейские и сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ). По словам главы ДНР Дениса Пушилина, еще там находились до 400 иностранных военных.

О присутствии на заводе гражданских стало известно из заявления «Азова» спустя неделю интенсивных бомбардировок и после начала применения тяжелых авиабомб ФАБ-500 и ФАБ-3000, которые использовали, чтобы «вскрыть» бетонированные подземные галереи и коридоры.

Российские военные прислушались к сообщениям о сотнях гражданских в подземельях «Азовстали». Путин отменил штурм завода, который за день до этого анонсировал в своем телеграм-канале глава Чечни Рамзан Кадыров. В несколько заходов с комбината вывели всех женщин, стариков и детей, о чем 7 мая заявили украинская вице-премьер Ирина Верещук и начальник Национального центра управления обороной России Михаил Мизинцев.

Однако сомнения в том, что вышли все, сохранялись до 12 мая, пока заместитель командира «Азова» Святослав Паламар (позывной «Калина») в интервью CNN не подтвердил полную эвакуацию гражданских. «Если вы говорите о самом заводе „Азовсталь“, то гражданские лица, о которых мы знали, гражданские лица, которые были с нами, гражданские лица, о которых мы заботились, их с нами нет. Им удалось покинуть завод», — сказал Паламар.

Сколько у украинских военных раненых?

На конец апреля, по данным The Guardian, на заводе оставались 1000 украинских военнослужащих. В интервью испанской газете ABC Паламар впервые назвал число раненых и оценил ситуацию на «Азовстали», как «критическую»:

«Количества погибших я озвучивать не буду. Поверьте, речь идет о сотнях украинских военных. Раненых — около 600 человек. Но эта цифра увеличивается каждый день, как и количество погибших. Мы даже не знаем, сколько именно тел военных мы не смогли забрать из-под тех завалов. Я считаю, что российской стороне тоже нужно собрать своих убитых военных. Для этого нужен режим прекращения огня и договоренности обеих сторон о сборе тел погибших. Сейчас на улице уже тепло. Тела начинают разлагаться и отравляют все…Ребята умирают, лекарств у нас недостаточно. Приходится делать операции без анестезии…».

Azov_1
Фотография: @polkazov / Telegram
Azov_2

Фотография: @polkazov / Telegram

По мнению Паламара, Путин может согласится открыть коридор для раненых: «Если он прибег к тому, что удалось эвакуировать гражданских и он пошел на это, значит возможность такая априори существует. Это все зависит от внешнего давления, от тех стран, которые могут с ним говорить, могут влиять на него».

В разговоре с ABC Паламар также раскритиковал власти в Киеве, обвиняя их в бездействии: «Власть понимала, что мы можем попасть в окружение, и должна была принять все необходимые меры для создания логистического коридора для поставок… Приказа на выход у нас не было, был только приказ и он все еще есть: продолжать оборону и мы продолжаем оборону… Это чрезвычайно сложная и тяжелая ситуация», — сказал замкомандира «Азова».

Святослав Паламар
Святослав Паламар Фотография: кадр из видео «Телеканал ICTV» / YouTube

Президент Украины Владимир Зеленский, по мнению Паломара, обязан сделать «невозможное» для спасения бойцов на «Азовстали». «Он говорит, что они делают все возможное, но приказ поддерживать оборону в этих условиях невозможен, и я хочу, чтобы они тоже сделали невозможное, чтобы спасти своих солдат», — сказал военный.

После того как в Киеве начались митинги с требованием деблокировать Мариуполь и спасти военных, украинские власти сначала предложили поменять украинского оппозиционера Виктора Медведчука на всех военных, попавших в окружение. Эта схема не сработала. Сейчас же России предлагают обменять 38 тяжело раненых солдат на российских военнопленных. Турция согласилась быть посредником в этом процессе.

В состоянии ли украинская армия снять осаду с «Азовстали»?

Попытки спасти солдат действительно были: несколько раз на территорию завода пытались приземлиться транспортные вертолеты, но были сбиты Народной милицией ДНР. Также пытался прорваться в порт Мариуполя сухогруз «Апачи», но был остановлен артиллерийским огнем со сторожевых кораблей, а команда взята в плен.

По оценке Минобороны, на южном направлении российская армия достигла наибольших успехов: была занята Херсонская область, почти вся Запорожская, 90% Луганской и значительная часть Донецкой. Советник Офиса президента Украины Алексей Арестович заявил, что деблокировать Мариуполь военным путем не представляется возможным, а реальным является лишь политико-дипломатический путь и решение гуманитарных вопросов. После этого сам Зеленский сказал о том же со ссылкой на руководство армии.

После заявления Арестовича в его адрес стали поступать угрозы. «Арестович! Кто ты такой!? В каком подразделении ты служил за последние 8 лет войны!? Где ты сейчас? В какой горячей точке на карте Украины? И главное. Кто тебе, некий Арестович, давал моральное право говорить публично что, деблокада Мариуполя военным путем невозможна?!? Ты военный стратег или командир бригады, или дивизии?», — написали в обращении к представителю Офиса президента «азовцы», после чего попросили правоохранительные органы «обратить внимание» на его «диверсии».

Алексей Арестович
Алексей Арестович Фотография: пресс-служба президента Украины

Затем, по словам Арестовича, начались угрозы от жен и родственников бойцов «Азова»: «Говорят, что нам грозит казнь, меня, жену и моих детей убьют. Обвиняют, что мы списываем „Азов“. Хочу напомнить, что на „Азовстали“ находятся пограничники, КОРД, 36-я бригада морской пехоты и территориальная оборона Мариуполя. И их родственники почему-то ничего не пишут», — сказал во время стрима Арестович. Обвинения в адрес Офиса президента в том, что там не занимаются спасением солдат, он назвал «грязной политической игрой».

Pope azov
Катерина Прокопенко, Юлия Федосюк и Петр Верзилов Фотография: Zuma / TASS

Жены военнослужащих из полка «Азов» Юлия Федосюк, Катерина Прокопенко Ольга Андрианова, Анна Науменко прибыли в Рим вместе с издателем «Медиазоны»* Петром Верзиловым**, где получили аудиенцию у папы Римского Франциска. Женщины передали понтифику фотографии раненых и два письма. Одно из них написали они сами, в нем они просили посодействовать в спасении их родственников. Другое — за подписью предстоятеля Украинской православной церкви митрополита Онуфрия с просьбой к Путину отпустить бойцов «Азова».

«Единственный реалистичный для нас сценарий — это политическое решение, это давление мощной коалиции, состоящей не только из Святого Престола, но и из лидеров государств, представителей международных организаций. Они должны настаивать на том, что Путин должен отпустить людей, если он хочет рассчитывать на хоть какие-то отношения с Западом в будущем. Мы считаем, что нужно отпустить весь гарнизон Мариуполя, выйти должны абсолютно все, не только раненые», — пояснила требования Федосюк.

С слов Науменко, бойцы на «Азовстали» едят только раз в день картофельно-хлебный суп, сваренный в технической воде, которую удалось слить из труб и техники на комбинате, но и она заканчивается.

Сколько украинских военных попали в плен?

8 мая представители полка «Азов» прямо из подвала завода дали пресс-конференцию для украинских и зарубежных СМИ. Они раскритиковали руководство, заявили, что отклонили все предложения россиян сдаться в плен, и обвинили командира 36-й бригады морской пехоты Владимира Баранюка в трусости и попытке бегства из Мариуполя.

«У нас был выбор сбежать как трус, думая только о себе, забыв о долге. Так произошло с командиром морпехов 36-й бригады: он отказался выполнять приказ и пытался бежать из города с небольшой группой на бронетехнике, стараясь прорваться», — рассказал на пресс-конференции офицер управления разведки «Азова» Илья Самойленко. Сам Баранюк сказал «РИА Новости», что его взяли в плен при попытке прорыва из окружения. Всего в Мариуполе сдались в плен почти 2000 украинских военных.

«Нашему правительству не удалось защитить Мариуполь, не удалось подготовить защиту Мариуполя» — добавил Самойленко. «Мы все это время знали, что у полка «Азов» нет шансов на выживание в случае взятия в плен», — отметил он. Самойленко добавил, что они не могут сдаться, потому что у них есть приказ из Киева держать оборону «Азовстали», хотя, президент Украины в интервью 27 марта заявлял, что еще до окружения разрешал украинским военным покинуть Мариуполь, но они отказались

По словам заместителя командира «Азова» Паламара, после интенсивных обстрелов завода российской авиацией, артиллерией, танками и минометами, пехота пытается штурмовать завод. Он утверждает, что у российских военных есть приказ убить всех «азовцев», поэтому живыми они вряд ли покинут Мариуполь

После пресс-конференции «азовцев» в Мариуполе состоялась еще одна пресс-конференция бойцов подразделения, уже в Виннице. На ней украинские военные, у некоторых из которых нет ног и рук, выразили поддержку властям и заявили, что деблокада Мариуполя невозможна.

Пачка
Фотография: кадр из видео «Факти ICTV» / YouTube

«Пока нам грех жаловаться на нашу власть, честно… …Военная деблокада Мариуполя, к сожалению, невозможна, поэтому остается единственный шанс на политическую договоренность», — рассказал боец с позывным «Солнце». Кроме того, мужчина с позывным «Пачка» рассказал, что «в конце марта удалось эвакуировать из Мариуполя тяжело раненых воинов».

Эти слова вызвали возмущение в российском патриотическом сегменте соцсетей, так как никакой эвакуации или обмена, по данным Минобороны, не проходило. Правда через некоторое время пользователи соцсетей установили, что бойцы на видео состоят не в мариупольский, а в харьковский «Азове» и фотографии с ранеными под Харьковом уже публиковались в сети в начале апреля.

Какие есть выходы из ситуации?

Военкор ВГТРК Александр Сладков подтверждает в своем телеграм-канале, что пространство, подконтрольное украинским силам, сужается каждый день. Журналист полагает, что решиться на сдачу в плен могут украинские пограничники, мотострелки и морские пехотинцы, у которых не осталось провианта.

По словам бойцов «Азова», у них есть следующие варианты: попытаться бежать, сдаться в плен или продолжить сражаться. В последнем случае, как они считают, «это будет скорая смерть от бомб или медленная — от голода».

Войска России и ДНР, как рассказал 13 мая представитель Народной милиции ДНР Эдуард Басурин, продолжают «сдавливание» противника и улучшают позиции войск, не проводя никаких «зачисток» и штурмов.

Со своей стороны Владимир Зеленский сказал, что Украина предлагает России различные механизмы вывода бойцов с «Азовстали» и все эти варианты обсудит с Путиным президент Финляндии Саули Нийнисте.

Алексей Сочнев

* признано в России СМИ-иноагентом

**признан в России иноагентом