В Нижнем Новгороде люди, представившиеся сотрудниками МВД Чечни, 20 января ворвались в квартиру бывшего судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева. Они сказали, что должны доставить его и его жену Зарему Мусаеву в Грозный в качестве свидетелей по делу о мошенничестве. В итоге женщину силой посадили в машину и увезли. Полиция начала расследование по заявлению о похищении человека. Подробности этой истории — в материале RTVI.
Штурм квартиры судьи Янгулбаева
Вечером 20 января неизвестные в гражданской одежде позвонили в квартиру вышедшего в отставку федерального судьи Сайди Янгулбаева в Нижнем Новгороде. Они представились сотрудниками правоохранительных органов Чеченской Республики. Мужчины в капюшонах и масках сказали, что прибыли сюда по поручению следственного управления УМВД России по городу Грозный. По словам адвоката «Комитета против пыток»* Натальи Добронравовой, оказавшейся возле квартиры в этот момент, на руках у них было постановление о принудительном приводе свидетелей по уголовному делу о мошенничестве, совершенном в 2019 году в Чечне. Ни судья, ни его супруга Зарема, которых сотрудники чеченской полиции хотели вывезти на допрос в Грозный, ранее не получали никаких повесток с требованием явиться для дачи показаний.
При этом, как отмечает правозащитница, с самого начала было понятно, что это фиктивный документ, — он не учитывал, что Янгулбаев имеет как бывший судья Верховного суда Чечни статус спецсубъекта. Это значит, что для проведения любых следственных действий с ним необходима санкция Генеральной прокуратуры и Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Как писала «Новая газета», после того как Добронравова сказала об этом силовикам, они стали уточнять что-то на чеченском языке по телефону. Адвокат расслышала русские слова «судья» и «спецсубъект».
Среди мужчин в масках возле квартиры находился и оперативный сотрудник ГСУ МВД по Нижнему Новгороду. Полицейский сообщил, что его начальство в курсе этой ситуации, но удостоверение предъявлять не стал. После того как Янгулбаев позвонил в УФСБ по Нижегородской области, описал ситуацию и незаконные требования чеченских силовиков, к дому приехали двое сотрудников местной полиции. «Новая газета» отмечает, что в ФСБ не поверили судье на слово, но все-таки отправили к его квартире еще двух полицейских для выяснения всех обстоятельств.
Прибывшие полицейские проверили документы у мужчин в масках, но затем уехали, сказав, что скоро сюда подъедет их начальство, которое и разберется в ситуации. После их отъезда неизвестные вломились в квартиру судьи.
Этот момент частично попал на видео, которое снимала дочь Янгулбаева — Алия, а позже выложил у себя в социальных сетях «Комитет против пыток»*. На записи группа из нескольких человек вламывается в квартиру, на заднем фоне слышны крики и плач. Еще на одном фрагменте видно, как мужчины в масках тащат по полу женщину, которая, похоже, потеряла сознание. Правозащитники напомнили, что Мусаева страдает диабетом и зависит от инъекций инсулина, — при этом один укол она уже пропустила. Чеченские полицейские избили и самого судью, и его дочь — ушибы также можно разглядеть на видео.
Семья Янгулбаева уже подала заявление в полицию о похищении человека и обратились в Госавтоинспекцию с просьбой установить владельцев машин, на которых чеченские силовики увезли Мусаеву. «Сейчас работает следственная группа, идет выемка записей камер видеонаблюдения и опрос свидетелей преступления», — рассказал RTVI помощник руководителя «Комитета против пыток»* Олег Хабибрахманов. Правозащитники направили срочную жалобу в Европейский суд по правам человека по 39-му правилу, которое применяется при исключительных обстоятельствах, когда жизни и здоровью человека что-то угрожает, и собираются обратиться за помощью к Комиссару Совета Европы по правам человека и спецдокладчику ООН.
«В соцсетях у него был пост насчет Кадырова»
Сайди Янгулбаев занимал должность судьи Верховного суда Чечни с августа 2012 года. Из данных, имеющихся в открытом доступе следует, что в ноябре 2015 года его отправили в отставку, по какой причине — не уточняется. На протяжении двух лет он пытался оспорить это решение, запись об этом есть на сайте Квалификационной коллегии судей Чеченской Республики. После того, как стало понятно, что восстановиться на работе не получится, семья Янгулбаевых переехала из Чечни в Нижний Новгород. Кроме дочери Алии и жены Заремы, у судьи есть три сына. Младший, Абубакар, долгое время занимался правозащитной деятельностью в северокавказском отделении «Комитета против пыток»*. Утром 28 декабря 2021 года у него в квартире прошел обыск, была изъята вся техника. Для допроса юриста увезли в Пятигорск, но позже освободили. Янгулбаев проходил свидетелем по делу об оправдании терроризма из-за публикаций в телеграм-канале 1ADAT.
«Мне сказали, что на меня было сделано донесение о том, что я якобы модерирую или пишу для телеграм-канала все эти тексты… Я это отрицал, и кто за этим стоит, я не знаю», — рассказал правозащитник на видео, опубликованном «Комитетом против пыток»*. За несколько дней до этого Абубакар Янгулбаев в видео заявил о похищении почти 40 его родственников чеченскими силовиками — позже их отпустили.
СПРАВКА: Что такое 1ADAT
1ADAT — оппозиционный чеченский телеграм-канал, который заблокирован Роскомнадзором на основании решения Заводского суда Грозного по административному иску заместителя прокурора Чеченской Республики о признании его информации запрещенной к распространению на территории России.
В 1ADAT критикуются власти Чечни. В частности, среди публикаций есть информация о похищениях людей чеченскими силовиками.
У старшего сына, Ибрагима Янгулбаева, уже возникали конфликты с чеченскими властями. В интервью изданию Znak, судья рассказывал, что в ноябре 2015 года к ним домой приезжала команда силовиков с обыском. Правоохранители не нашли ничего противозаконного, но избили членов семьи Янгулбаева и его самого.
«Мне тогда сказали: пиши заявление о сложении полномочий судьи, иначе сына живым не увидишь. А причина-то какая была? В соцсетях у него был пост насчет Кадырова, — пояснил Сайди Янгулбаев. — Ибрагима там [в резиденции] пытали, избивали. С его слов, избивал его Рамзан… встал ногами на его шею». Судья утверждал, что сначала в резиденцию их увезли втроем — вместе с младшим сыном, но потом по личному приказу Кадырова, его и Абубакара отпустили домой, а Ибрагима продолжили мучить.
В 2017 году Ибрагима вновь похитили, а потом арестовали. Ему вменяли статью 282 УК РФ — «Возбуждение ненависти либо вражды». По его словам, его били, подвешивали за руки и ноги и пытали током, требуя назвать данные участников одной из групп «ВКонтакте», где критиковалась работа чеченских властей. Как писало издание «Кавказский узел»**, в спецприемнике через три дня после задержания у Ибрагима зафиксировали множественные гематомы, ссадины и ушибы. После полутора лет в СИЗО его освободили, так как статья о разжигании межнациональной розни, по которой и было заведено уголовное дело против него, была декриминализирована. Однако возбудить уголовное дело против сотрудников чеченской полиции, превысивших свои служебные полномочия, так и не удалось. Следователи трижды отказывали в открытии дела. Ибрагим обратился с жалобой в ЕСПЧ.
Не первое похищение за пределами Чечни
Это не первый рейд чеченских силовиков в Нижний Новгород за последнее время. Год назад, 4 февраля 2021 года, оттуда увезли в Чечню братьев Исмаила Исаева и Салеха Магамадова. 7 февраля министр печати и информации республики Ахмед Дудаев заявил, что молодых людей задержали по подозрению в пособничестве членам незаконных вооруженных формирований. Под угрозами и в отсутствии адвокатов братьев заставили подписать признательные показания. Они до сих пор находятся под стражей.
Исаев и Магамадов принадлежат к ЛГБТ-сообществу. Они родные братья, просто один из них носит фамилию отца, а другой — матери. Им на момент задержания было 18 и 20 лет соответственно. Один из них проходит процедуру трансгендерного перехода, а другой — гей, отмечал правозащитный центр «Мемориал»***.
В 2020 году братьев уже задерживали за ведение оппозиционного канала «Осал Нах 95» (в переводе «Бесстыжие люди»). Провластные чеченские телеграм-каналы распространили видео, на котором группа молодых людей, среди которых были Исмаил и Салех, извинялись на камеру за то, что «делали плохие, беспринципные вещи», сообщала Русская редакция Би-би-си. По данным «Новой газеты», их держали почти два месяца на базе полка ППС им. Ахмата Кадырова в Грозном.
После того, как братьев выпустили, они покинули Чеченскую Республику и уехали в Нижний Новгород, заявив о пытках и принуждению к сотрудничеству со стороны силовиков.
«Федерального судью сдали «кадыровцам»»
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, к которому журналисты обратились с вопросом о том, знают ли в Кремле о происшествии в Нижнем Новгороде, засомневался в правдивости этой информации.
«Вообще фантастическая история <…>. Мы предпочитаем не верить таким сообщениям без подтверждений, уж слишком в неправдивое время мы живем», — сказал Песков, добавив, что расследование этого дела — обязанность полиции.
На следующий день после похищения Мусаевой, в ютьюбе появилось анонимное расследование про семью Янгулбаевых, в котором братья назывались администраторами и создателями заблокированного в России телеграм-канала 1ADAT. Несколько часов спустя похожий видеоролик опубликовал директор Чеченской государственной телекомпании «Грозный» Чингиз Ахмадов. В нем рассказывается о том, что Ибрагим и Байсангур Янгулбаевы ведут свой канал из Евросоюза, при этом сам канал якобы финансируется главой литовского офиса Freedom House**** Витисом Юрконисом.
В ролике утверждается, что сторонники канала в Стамбуле якобы планируют создать свою ЧВК, и их поддерживают некие турецкие силовики, которые якобы «дали зеленый свет на убийства кадыровцев» на территории Турции. Речь идет об избиении в Турции сторонника Кадырова. Авторы расследования заявили, что в канале 1ADAT это одобряли, и сам судья к этим постам отнесся положительно.
Глава Чечни в своем телеграм-канале прокомментировал скандал вокруг визита силовиков к судье. Он заявил, что чеченские полицейские действовали по российским законам и с ведома местных правоохранительных органов. Он добавил, что Янгулбаевым трижды отправляли повестки с вызовом на допрос.
Кадыров заявил, что Мусаева, когда ее доставили в Грозный, напала на полицейского и этим «заработала себе статью на реальный срок заключения». Глава республики также утверждает, что один из сыновей Янгулбаевых выступал с открытыми угрозами в его адрес и этим займутся компетентные органы.
Кадыров призвал Верховный суд России лишить Янгулбаева статуса судьи и сам стал угрожать его семье.
«Как бы там ни было, заявляю, что эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей. И это уже зависит не от меня. Я знаю настроения в обществе. Пока жив хоть один чеченец, свободно наслаждаясь жизнью ходить члены этой семьи уже не смогут, настолько глубоко задета честь каждого представителя нашего народа. Помните это всегда, Янгулбаевы», — написал глава Чечни.
Международная правозащитная организация Amnesty International тем временем потребовала у российских властей немедленно освободить жену федерального судьи.
«Происходящее в Чечне трудно назвать иначе как беззаконием, и теперь оно вновь выплеснулось за пределы республики — на этот раз в Нижнем Новгороде похищена мать юриста «Комитета против пыток» Абубакара Янгулбаева», — говорится в заявлении координатора организации по работе в России Натальи Прилуцкой. «Неужели российские федеральные власти в очередной раз оставят без ответа творящееся в Чечне и сделают вид, что им неизвестно про попытки чеченских властей заставить замолчать своих критиков через преступное запугивание и похищение их родственников? Или они считают это допустимым?» — добавила она.
По словам юриста «Комитета против пыток»* Олега Хабибрахманова, сейчас произошедшее выглядит так, как будто бы нижегородские правоохранительные органы сами приняли решение не вмешиваться в этот конфликт.
«Федерального судью Сайди Янгулбаева сдали ’’кадыровцам’’. Мы не нашли ни следователя Следственного управления, который должен был дежурить и мог предпринять какие-то действия. Мы не смогли поднять дежурного областного прокурора, сотрудники ФСБ не отреагировали, а полиция приехала на место похищения только спустя три часа. Местонахождение Заремы Мусаевой мы пока не установили. Никакой связи с ней нет», — рассказал RTVI правозащитник.
«Я читаю телеграм-каналы и вижу, что Янгулбаева подозревают в причастности к деятельности канала 1ADAT. Все происходящее — незаконное давление на родственников, людей, которых власти Чечни подозревают в ведении оппозиционного телеграм-канала», — подчеркнул Хабибрахманов.
В разговоре с RTVI правозащитник Абубакар Янгулбаев, младший из сыновей отставного судьи, предположил, что его мать могут повезти в резиденцию к Кадырову, как это было в 2015 году с его отцом и младшим братом. «Там могут быть оскорбления, там могут быть пытки и может быть убийство. Мама может это не выдержать, она болеет, у нее диабет, — считает он. — В Чечне действует закон — месть ради мести. Мстят всем, кто критикует и не любит Кадырова и уходит от так называемого ’’пути Ахмата Хаджи Кадырова». Чего они хотят добиться, я не знаю, пока никаких требований нам не выдвигалось. Я предполагаю, что они хотят услышать извинения и отказ от критики Кадырова. За критику нельзя похищать, нельзя пытать. Тем более пожилых женщин, которые болеют».
* юрлица этой правозащитной организации признаны в России иноагентами, сейчас она работает без регистрации
** издание признано в России иноагентом
*** организация признана в России иноагентом, а затем ликвидирована решением суда
**** признана в России нежелательной организацией
Дарья Баева, Алексей Сочнев, Мяйле Мачюлите