Анну Политковскую убили в Москве в подъезде собственного дома в 2006 году. Мемориальное место ее имени под названием «Анин сад» открыли рядом с редакцией «Новой газеты», где она работала. К зданию в Потаповском переулке пришли родные Политковской, ее коллеги и правозащитники. Они создали этот парк своими руками. На открытии сада побывал корреспондент RTVI Дмитрий Новиков.
Состоялось открытие мемориального сада памяти Анны Политковской. Теперь в центре Москвы, в Потаповском переулке, напротив офиса редакции «Новой газеты», где она работала, каждое лето будут цвести ее любимые цветы.
Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»: «Большое спасибо, что пришли сегодня. Потому что, конечно, когда на карте Москвы появляется имя Ани, теперь официально, это очень важно, потому что это в память всех погибших российских и не только журналистов. Поскольку Россия — пятая страна с конца по опасности для работы журналистов. Впереди нас только Сирия, Ирак, Филиппины, Алжир».
Дмитрий Муратов, бывший главный редактор «Новой газеты»: «Аня была завидной дачницей, очень любила цветы, очень любила копаться в земле, а не только в расследованиях. Вот, собственно говоря, сегодня вы все как бесплатная прекрасная рабочая сила займетесь бескорыстным трудом. И мы сегодня здесь откроем возле редакции небольшой сад».
На приглашение друзей Анны, ее коллег и близких создать именно своими руками этот сад памяти откликнулись сотни людей, даже те, кто никогда не был с ней лично знаком. Анна Политковская была убита в 2006 году за разоблачительные публикации о коррупции в России. Ее знали и любили, ею восхищались за смелые репортажи, статьи и книги о людях, втянутых в водоворот войны в Чечне. Она была не только журналистом, но еще и правозащитником.
Раиса Мазепа, мать Анны Политковской: «Аня любила анютины глазки. Я вижу, тут их много».
Мама Анны Политковской была растрогана таким вниманием к памяти ее дочери.
Александр Политковский, муж Анны Политковской: «Все, безусловно, по-разному относились к этой памятной доске. В семье, естественно, это очень активно обсуждалось несколько лет тому назад. Естественно, это никому не нравилось. Я имею в виду тем людям, которые очень хорошо знали Аню: наши дети, я то же самое. Потому что она нигде не похожа ни на что там, понимаете? Сколько ни было предоставлено всевозможных вариантов — ну не похоже. Потому что живой человек, мы-то знаем ее живым человеком, естественно, у нас студенческий брак, мы учились вместе еще на факультете журналистики. А когда возникла эта идея, я считаю, что это вообще потрясающая вещь».
Среди тех, кто приехал на открытие мемориального сада, кто копал, сажал и поливал цветы, находясь бок о бок с коллегами и друзьями Анны, были в том числе и аккредитованные в России иностранные послы.
Посол Австралии Питер Теш рассказал, что Политковская остается в его памяти «храбрым, принципиальным, открытым и честным» человеком.
Марис Риекстиньш, посол Латвии в России: «Я приехал сюда, чтобы выразить свою солидарность с теми, кто сохраняет добрую память об Анне Политковской и, конечно же, поддержать журналистов, для которых свобода прессы — фундаментальная и очень важная вещь не только для России, но и для многих государств мира. Это важно и для моей страны, Латвии».
О такой памяти, как говорили сегодня родные и близкие Анны Политковской,можно было только мечтать. Совместное, коллективное превращение небольшогоучастка земли в ковер из цветов, где еще неделю назад ничего не росло, а быллишь строительный мусор.