Борис Джонсон подал в отставку с постов премьер-министра Великобритании и лидера Консервативной партии после трех лет у власти. RTVI разбирался, как будет происходить смена руководства в Великобритания и к чему она приведет.
Что произошло
В четверг, 7 июля, премьер-министр Соединенного Королевства Борис Джонсон заявил о намерении уйти в отставку. Об этом он сообщил в обращении к британцам с порога своей резиденции на Даунинг-стрит. О том, что Джонсон собирается подать в отставку с поста лидера правящей Консервативной партии, первым сообщил редактор отдела политики Би-би-си Крис Мэйсон.
«Я рад сегодня объявить новый кабинет министров, который будет работать до выбора нового лидера», — сказал Джонсон. Он признался, что ему «очень грустно покидать самую лучшую работу в мире», и пообещал оказывать всевозможную помощь будущему лидеру партии и премьер-министру. Джонсон может остаться премьером до сентября, сообщила корреспондент телеканала SkyNews Бет Ригби. За это время консерваторы выберут преемника Джонсона, который возглавит правительство. Впрочем, не исключено, что Джонсон покинет Даунинг-стрит уже в самое ближайшее время, а его место займет временный лидер.
Как будут выбирать нового лидера консерваторов
В Великобритании лидер победившей на парламентских выборах партии становится и премьер-министром, поэтому Джонсон может остаться во главе правительства, пока консерваторы не выберут его преемника. Кандидатом на пост лидера партии может стать любой ее член из числа депутатов, который получит поддержку восьми соратников в Палате общин. В первом этапе голосования участвуют только члены парламента. Эта стадия может насчитывать несколько раундов, по итогам которых из гонки выбывают наименее популярные кандидаты до тех пор, пока не остается два кандидата. Победитель среди них выявляется на втором этапе, в котором участвуют все рядовые члены Консервативной партии. Если в ходе первого этапа все претенденты, кроме одного, снимут свои кандидатуры, то он сразу становится новым лидером партии.
Почему Джонсон ушел в отставку
Ранее британское правительство покинули более 50 министров, призвав Джонсона освободить кресло премьера. В числе участников демарша оказались, в частности, глава Минфина Риши Сунак и министр здравоохранения Саджид Джавид.
Череде отставок предшествовали громкие скандалы с участием премьера, обрушивших его рейтинг. В конце 2021 года журналисты выяснили, что во время локдауна, введенного из-за пандемии коронавируса, в резиденции Джонсона на Даунинг-стрит проводились вечеринки для чиновников. Британская полиция расследованием 12 таких случаев. Джонсон принимал активное участие как минимум в шести вечеринках.
В июне заместитель координатора фракции консерваторов в Палате общин Кристофер Пинчер попал в секс-скандал: газета The Telegraph выяснила, что он в пьяном виде приставал к двум мужчинам в элитном лондонском клубе «Карлтон». Позже появилась информация, что Пинчера уже обвиняли в домогательствах до инцидента в «Карлтоне», а Джонсон, зная об этих обвинениях, все равно в феврале назначил его на замкоординатором фракции.
Наконец, Британия под руководством Джонсона так и не смогла полностью урегулировать отношения с Евросоюзом после выхода из сообщества в 2021 году. Шлейф скандалов негативно отразился на популярности премьера. В начале февраля доля респондентов, негативно оценивавших работу Джонсона на посту премьера, по данным аналитической компании YouGov, составляла 70%, правда, в начале марта на фоне российской «спецоперации» и активной поддержки Киева этот показатель снизился до 63%.
К началу июня рейтинг неодобрения британского премьера снова вырос до 69%, а по состоянию на 30 июня — составил 71%. «Это кумулятивный рост скандалов и усталости, прежде всего, самой Консервативной партии от его неспособности разобраться, подвести черту под всеми этими скандалами, которые его преследовали последние несколько месяцев, и у консерваторов просто кончилось терпение», — объяснил причины ухода Джонсона преподаватель Queen’s University Belfast Александр Титов.
Причиной недовольства премьером в итоге стали не столько сами скандалы, сколько его явная неспособность их избежать и их улаживать, добавил Титов в разговоре с RTVI. Недовольство Джонсоном зрело в его партии довольно давно — и его эпатажным стилем, и ложью, в которой его уличали неоднократно, отметила ведущий научный сотрудник Центра британских исследований Кира Годованюк. «Он довольно нестандартный политик для британской политической системы и для партии тори тоже. Одно время его репутация и имидж эксцентричного англичанина помогала ему в политике, но сейчас однопартийцы пришли к осознанию того, что с этим лидером на следующих выборах им не победить», — сказала она RTVI.
Что будет дальше
Очередные выборы в Великобритании должны состояться в январе 2025 года. При этом не исключено, что преемник Джонсона захочет подтвердить свое право возглавлять страну и объявит внеочередное голосование в ближайшие месяцы.
Что касается возможных последствий ухода Джонсона для внешней политики и для британкой позиции по конфликту на Украине, в частности, можно констатировать, что действующий премьер позиционировался как ближайший соратник и помощник президента Украины Владимира Зеленского и нынешней украинской власти, отметила Годованюк. «Таким образом для Украины уход Джонсона может стать достаточно серьезной потерей среди союзников и лоббистов их интересов на Западе», — считает эксперт. Джонсон вывел поддержку Украины совершенно на новый уровень, сделав его основой своей внутренней политики, а новый лидер, вероятно, отойдет от этого тренда. «То есть [новый премьер] не будет как Джонсон говорить, что „у нас сейчас идет война, поэтому мы не будем ставить вопрос о смене лидера и концентрироваться на каких-то недостатках внутреннего курса“», — пояснила Годованюк.
Для Джонсона главным достижением всегда был Брекзит, но когда на Украине начались военные действия, тот быстро занял нишу одного из главных «ястребов» на Западе, согласен Титов. «Если [премьером] будет Трасс, то она будет продолжать ту же самую политику, она тоже готова идти на конфронтацию с ЕС, и она также склонна к радикальным заявлениям по Украине. В то же время почти все другие конкуренты Трасс в случае победы постараются сбить градус противостояния с ЕС, может быть, улучшить торговые отношения с ЕС», — сказал аналитик. Говоря об Украине, стоит учитывать, что в Британии сформировался общественный консенсус вокруг необходимости поддержки Украины, и преемник Джонсона едва ли станет менее активно оказывать ей помощь, полагает Титов. «Финансовая и военная поддержка останется, но, может быть, риторики вроде „мы бежим впереди всех“ и „мы здесь главные ястребы“ не будет. То есть политика останется прежней, просто спадет ажиотаж, который Джонсон создавал для своих внутренних потребностей». — подчеркнул эксперт.