Центральный районный суд Кемерова 15 декабря арестовал по делу о катастрофе на шахте «Листвяжная» президента холдинговой компании «Сибирский деловой союз» Михаила Федяева, который занимает 177-е место в списке богатейших людей России по версии Forbes. Что известно о бизнесмене, его активах и как задержание ключевых топ-менеджеров холдинга скажется на его деятельности — в материале RTVI.

Задержание и арест

По делу о катастрофе на «Листвяжной», жертвами которой стал 51 человек, задержали совладельца и президента холдинга СДС (в него входит «СДС-Уголь», которому принадлежит шахта) Михаила Федяева, а также генерального директора «СДС-Угля» Геннадия Алексеева, технического директора компании Антона Якутова и главного инженера ООО «Шахта Листвяжная» Анатолия Лобанова.

В СК пояснили, что Федяева обвиняют в злоупотреблении полномочиями в коммерческой организации, повлекшем тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201 УК), а Алексеева, Якутова и Лобанова — в нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 217 УК РФ). В ведомстве уточнили, что в ходе допроса фигуранты вины не признали.

В суде Федяев повторил, что не считает себя виновным.

«То, что мне сегодня предъявляют, я с этим должен разобраться и понять, что это такое и как я мог повлиять на то, что там произошло — вот это мне не понятно. Поэтому я не готов ничего комментировать. Вы же правильно сказали, что тут не обвинение идет, идет же разбирательство и следствие, правильно? Я думаю, что следователь установит истинные причины всего и, соответственно, кто в чем виноват. Я только на это надеюсь», — сказал бизнесмен на заседании по избранию ему меры пресечения.

Суд в итоге арестовал Федяева до 14 февраля, а Алексеева, Якутова и Лобанова — до 25 января.

По данным осведомленного источника «Тайги.инфо», вечером 14 декабря проходили допросы Федяева и гендиректора «СДС-Уголь» Алексеева, их отпустили, а ночью пришли с обысками и задержали. О задержании Федяева в ночь на 15 декабря также сообщил источник ТАСС. Собеседник агентства сообщил, что бизнесмена доставили в изолятор временного содержания.

Накануне задержания в Кузбасс приехал глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Он встретился с родственниками погибших горняков и заверил их, что следствие «восстановит всю цепочку событий и причины, приведшие к страшной трагедии». Кроме того, он указал на необходимость установить роль собственников шахты в произошедшей трагедии.

До этого уже были задержаны директор шахты «Листвяжная» Сергей Махраков, его первый заместитель Андрей Молостов, начальник участка Сергей Герасименко, а также главные государственные инспектора Беловского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора Сергей Винокуров и Вячеслав Семыкин.

Как начинался бизнес Федяева

Михаил Федяев родился 16 мая 1962 года в городе Прокопьевске Кемеровской области. В 1985 году он окончил Кузбасский политехнический институт по специальности «Автомобили и автохозяйство» и с начала 1990-х годов занимался бизнесом, возглавлял различные коммерческие компании.

В конце 1999 года, как писал Forbes, Федяев вместе с деловым партнером Владимиром Гридиным при поддержке тогдашнего губернатора Амана Тулеева стали владельцами угольного разреза «Черниговец», после чего сформировали промышленную группу — холдинговую компанию «Сибирский Деловой Союз», которая была зарегистрирована в 2004 году.

С 2007 года Федяев стал президентом холдинга. В начале нулевых в его состав входило более двух десятков предприятий, специализирующихся не только на добыче угля, но и на машиностроении, производстве стройматериалов, минеральных удобрений и т. д. В 2011 году СДС купил шахту «Листвяжная» у Магнитогорского металлургического комбината за $280 млн.

Однако вскоре холдинг начал распродавать активы. По данным Forbes, примерно c 2015 года партнеры вели разговоры о постепенном выходе Гридина из бизнеса. В частности, в 2016 году долю Гридина в химическом субхолдинге «СДС-Азот» приобрел миллиардер Роман Троценко. Он же выкупил у СДС кемеровский аэропорт, а также интересовался угольными активами холдинга. В 2019 году долю в компании по производству вагонов «Алтайвагон» получил Центр развития портовой инфраструктуры. В том же году Федяев выкупил у Гридина его акции в холдинге, увеличив свою долю с 33% до 95%.

О предстоящем выходе Гридина из бизнеса стало известно, когда в ФАС поступило ходатайство на одобрение продажи его доли в «Сибирском деловом союзе». РБК со ссылкой на собственные источники сообщал, что бизнесмен «давно отошел от управления холдингом и его активами», «большую часть времени проводит в Европе и мечтает о пенсии».

Разрез «Черниговский», с которого все начиналось, до сих пор входит в состав холдинга. При этом, по данным NGS42.RU, только в 2020–2021 годах на самом АО «Черниговец» сотрудники Ростехнадзора нашли 121 нарушение, а приставы приостанавливали работы на предприятии 21 раз в 2020 году и 10 раз — в текущем. К ответственности были привлечены девять человек на общую сумму 730 тысяч рублей. В филиале «Черниговца», на шахте «Южная», было выявлено почти две тысячи нарушений.

«Серый кардинал»

Журналист кемеровского информационного портала VSE42RU Алексей Кокто в беседе с BFM.ru рассказал, что Федяев считается одним из самых влиятельных людей в Кузбассе. Как писало издание LIFE, в регионе Федяева раньше называли «серым кардиналом». Считалось, что он пользовался покровительством бывшего губернатора Амана Тулеева и после его отставки в 2018 году ожидался закат влияния бизнесмена. Однако Федяев, судя по всему, сумел найти общий язык с нынешним главой региона Сергеем Цивилевым, отмечал LIFE.

На сегодняшний день Федяев занимает 177-ю строку рейтинга богатейших бизнесменов России по версии Forbes. В 2020 году издание оценивало его состояние в $550 млн.

По данным LIFE, заработанные деньги миллиардер, как и его старший сын Павел, вкладывал в элитную недвижимость, в частности в квартиры в центре Москвы. Одна из них площадью 100 квадратов находится в Брюсовом переулке — в шаге от столичной мэрии. Дорогостоящее жилье есть в собственности и у его наследника.

Федяев-младший является депутатом Госдумы, представляя в парламенте партию «Единая Россия». Сам бизнесмен также состоит в «ЕР», однако после задержания его членство в партии приостановили. Если Федяева признают виновным по делу о катастрофе на «Листвяжной», то его и вовсе исключат из партии, заявил депутат Александр Хинштейн.

RTVI пытался связаться с сыном Федяева со дня взрыва на шахте, но безуспешно. Депутат сначала не отвечал на звонки и сообщения, а потом занес номер корреспондента в черный список. Также от любых комментариев по поводу сложившейся ситуации отказался один из основателей холдинга «СДС-Уголь» Владимир Гридин. Никак не смогла прояснить ситуацию и пресс-служба «Сибирского делового союза».

Благотворитель и общественный деятель

Однако интересы Федяева лежат не только в плоскости бизнеса. На сайтах компании «СДС» и ГУ МВД России по Кемеровской области, в общественный совет которого он входит, сообщается, что миллиардер уделяет много внимания благотворительности и общественной деятельности, поддерживает строительство храмовых комплексов и часовен в Кузбассе и Алтайском крае. Помимо этого, Федяев является председателем Совета дирекции Федерации бокса России в Сибирском федеральном округе, председателем попечительского совета Федерации бокса Кемеровской области, членом комиссии Международной ассоциации бокса (AIBA) по руководству Полупрофессиональной лиги бокса (WSB).

Начиная с 2001 года Федяев удостоился различных региональных наград: «Почетный гражданин Кемеровской области», «Меценат Кузбасса», «Почетный работник ТЭК», «Герой Кузбасса», «Шахтерская слава» III степени, «За особый вклад в развитие Кузбасса» I–III степени, «За служение Кузбассу», золотой знак «Шахтерская доблесть» и прочие. За какие именно заслуги его поощряли этим знаками отличия, не сообщалось.

Шахта

Фотография: Виль Равилов / Коммерсантъ

Структура СДС и ее активы

Шахта «Листвяжная», по данным ЕГРЮЛ, входит в состав компании «СДС-Уголь», объединяющей угольные активы холдинга «Сибирский Деловой Союз». Кроме добычи угля СДС занимается строительством («СДС-финанс», Мазуровский кирпичный завод), машиностроением («СДС-Маш») и энергетикой («СДС-энерго»). Сегодня под управлением СДС действуют 40 организаций. Среди них пансионат «Кабардинка», страховая компания «Сибирский Дом Страхования» и научно-производственная корпорация «Алтаймаш».

В структуру «СДС-Уголь» входят пять предприятий, занимающихся добычей угля и антрацита. Среди них угольные разрезы «Черниговский», «Первомайский», «Прокопьевский» и «Истокский» и собственно шахта «Листвяжная». В 2020 году «СДС-Уголь» обеспечила около 7% суммарной добычи угля в России из общего объема в 402,1 млн т, отмечали «Ведомости». Это один из крупнейших российских производителей энергетического угля. На сайте компании указывается, что она занимает третье место по объемам добычи угля в России.

Последние годы «СДС-Уголь» нес существенные финансовые потери: при выручке в 5,7 миллиарда рублей в 2020 году чистая прибыль холдинга составила 14,5 млн рублей. Виной тому падение цен на уголь и рост банковских ставок. С начала нулевых холдинг активно скупал угольные активы Кузбасса, но не за собственные средства, а в кредит.

В долгосрочной перспективе эта стратегия привела к росту долговой нагрузки: сократить ее не получается, хотя компания ежегодно наращивает объемы добычи. Речь может идти о задолженности более $1 млрд, и в 2020 году «СДС-Уголь» просил реструктурировать долги перед банками-кредиторами.

За 2020 год «Листвяжная» стала единственным не убыточным горнодобывающим предприятием СДС, следует из финансовой отчетности компаний. Чистая прибыль «Листвяжной» составила 837 млн рублей, тогда как в других активах чистый убыток разнится: от 697 млн рублей в ООО «Шахтоуправление “Майское”» до 2,8 млрд рублей в АО «Черниговец».

Еще часть угольных активов СДС продал, на сегодняшний день два бывших предприятия холдинга — ООО «Сибэнергоуголь» и ООО «Разрез “Киселевский”» принадлежат ООО «МелТЭК» кемеровского олигарха Константина Струкова, пишет «Интерфакс». В 2020 году арбитражный суд Кемеровской области по заявлению ФНС наложил арест на имущество компаний Струкова и его семьи на 1,6 млрд рублей по делу о банкротстве ООО «Шахта им. Дзержинского».

Кроме СДС и ее дочерних предприятий, Федяеву принадлежит четверть доли в приморском порту «Суходол». В равных долях фирмой владеют сооснователь СДС Гридин, дочернее предприятие РЖД «РЖД управление активами» и компания соинвестора морских терминалов Бориса Гутцова «ЦПРИ». Также Федяеву принадлежит ООО «Локсвелл трэйдинг», занимающееся арендой и управлением недвижимостью, и половина доли ТЦ «Томь» в Кемерове.

Как сообщили в СДС, сейчас все предприятия холдинга работают в штатном режиме, а обязанности его президента исполняет первый вице-президент ходинга Сергей Колмогоров.

Авария на шахте

ЧП на «Листвяжной» произошло утром 25 ноября. Причиной аварии стал взрыв метано-воздушной смеси. В результате катастрофы погиб 51 человек, в том числе пять горноспасателей. Поисковая операция завершилась только 13 декабря, когда подняли на поверхность тело последнего погибшего.

После аварии шахтеры с «Листвяжной» рассказывали, что им выдавали газоанализаторы с датчиками, которые были заклеены скотчем для искажения показаний. В апреле 2021 года проверка Сибирского управления Ростехнадзора выявила на шахте 139 нарушений. Юрлицо и более 20 должностных лиц были привлечены к административной ответственности.

Инспекторы среди прочих нарушений обнаружили отсутствие датчиков обнаружения ранних признаков возникновения пожара (контроля оксида углерода) в одном из вентиляционных штреков, неисправные двери вентиляционного шлюза, неполную комплектацию противопожарного щита, неисправность аппаратуры громкоговорящей аварийной связи и оповещения.

За пять лет на «Листвяжной» надзорные органы выявили более 500 нарушений. Значительная часть из них связана с техническими неисправностями. В 2015 году Ростехнадзор оштрафовал компанию за несоблюдение техники безопасности и графика проведения пылевзрывозащитных мероприятий. Кроме того, нарушения в работе шахты находили Ространснадзор, Роспотребнадзор и трудовая инспекция.

Отдельные виды деятельности «Листвяжной» трижды приостанавливались в судебном порядке. Например, в феврале 2017 года подобное решение вынес Беловский городской суд, отметив, что менее строгий вид административного наказания не был бы эффективен. В материалах дела о катастрофе говорится, что в шахте не работали датчики контроля метана, световая и звуковая сигнализация на вентиляционных штреках, что создавало высокие риски для безопасности сотрудников промышленного предприятия.

Жесткий разговор с Путиным

После трагедии на «Листвяжной» президент России Владимир Путин провел совещание с губернатором Кемеровской области Сергеем Цивилевым, главой холдинга «СДС» Михаилом Федяевым и гендиректором «СДС-Угля» Геннадием Алексеевым.

Путин поинтересовался, следит ли совет директоров за происходящим в сфере безопасности или «только деньги считает». Также президент заявил, что руководство шахты принимало меры, чтобы скрыть излишнюю загазованность метаном. По его мнению, основной причиной ЧП на «Листвяжной» стало отсутствие контроля со стороны ответственных лиц за то, в каких условиях проходили работы. В ответ на критику Федяев и Алексеев заверили главу государства, что готовы понести наказание. При этом президент СДС упомянул о влиянии человеческого фактора на безопасность.

«Мы никогда не экономили на средствах безопасности и защиты, все необходимые финансы всегда выделялись, оборудование покупалось самое новое, самое современное. На шахте существует трехступенчатый контроль, начиная от газоанализаторов на лампах, потом сама система «Микон-3», плюс переносные газовые анализаторы. Оказывается, человеческий фактор все это перечеркнул. <…> Я готов понести любую ответственность», — сказал он.

Кроме того, Федяев пообещал, что его компания не только выплатит за каждого погибшего по 2 млн рублей, а за пострадавшего по 500 тысяч, но и готова погасить все кредитные обязательства, включая ипотеку.

Ноябрьская катастрофа — не первое серьезное происшествие на шахте «Листвяжная». В октябре 2004 года в результате взрыва там погибли 13 человек. Тогда к условным срокам были приговорены девять инженерно-технических работников предприятия.

Что может ждать СДС

По словам профессора Кемеровского госуниверситета, политолога Александра Коновалова, Федяев позиционируется в регионе как руководитель с высоким уровнем социальной ответственности. Он отмечает, что и при нынешнем губернаторе Цивилеве, и при его предшественнике Тулееве миллиардер был одним из самых крупных собственников. Коновалов полагает, что арест бизнесмена повлечет за собой очень много изменений, связанных как с репутацией компании, так и с переделом рынка.

«Никто пока ничего сказать не может, но я представляю себе роль СДС в экономике Кузбасса, в том, насколько эти связи крепкие и в части взаимодействия с органами государственной власти. Если говорить об оценках, связанных с восприятием, от растерянности до злорадства — вся палитра, гамма красок. Конечно, это усматривается некоторыми как возмездие», — пояснил политолог.

Коновалов признается, что его удивил арест Федяева, учитывая его репутацию, восприятие его федеральной властью, а также то, что его сын работает в Госдуме.

В свою очередь исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал» Артем Тузов предполагает, что задержание ключевых топ-менеджеров «СДС-Угля» вряд ли скажется на деятельности компании и она продолжит работать.

«Могут быть затруднены стратегические инициативы «СДС-Уголь». Полное прекращение работы компании маловероятно и в общем то, не нужно ни региону, ни родственникам погибших шахтеров», — говорит он.

По мнению аналитика «Финам» Алексея Калачева, не стоит ожидать перехода компании как под контроль государства, так и к новым собственникам, хотя полностью исключать такой вариант не стоит, поскольку «СДС-Уголь» является достаточно лакомым куском российского «угольного пирога».

«Насколько я помню, на совещании по поводу аварии на «Листвяжной» президент России говорил об административной, а не уголовной ответственности. К тому же, у Михаила Федяева могут оказаться достаточно влиятельные покровители. Впрочем, нельзя исключить и передела собственности внутри сановных клиентов. Однако пока рано строить догадки, кто может стоять за уголовным делом, для этого недостаточно информации», — сказал эксперт.

Калачев полагает, что главным последствием аварии на «Листвяжной» станут частые и более детальные проверки производственной безопасности и состояния оборудования на шахтах, а также более частая выдача предписаний на устранение выявленных нарушений. Из-за этого компаниям придется увеличить затраты на улучшение условий труда шахтеров и обеспечение безопасности.

Председатель независимого профсоюза горняков Александр Сергеев считает «позитивным моментом» задержание Михаила Федяева и руководства «СДС-Угля», но при этом он убежден, что исход этого дела будет зависеть от собранной доказательной базы.

Он отметил, что является сторонником того, чтобы, помимо уголовного преследования, где очень сложно доказать вину, собственники личными средствами отвечали перед семьями погибших шахтеров. По мнению Сергеева, надо «раздеть их догола», чтобы семьи погибших имели право взыскать с них миллионы долларов, причем — из их личных средств.

Ирина Полубояринова, Дмитрий Никитин. При участии Мяйле Мачюлите и Дарьи Баевой