20 октября в Госдуму внесли законопроекты о запрете пропаганды ЛГБТ и «нетрадиционных ценностей», их рассмотрение нижняя палата парламента собирается начать на следующей неделе. Принятие таких законов неизбежно повлияет на создателей и распространителей любого контента. RTVI выяснял у производителей кино и сериалов, готовятся ли они к изменениям в своей работе.
«Вы не понимаете, киноотрасль давно уже существует в режиме самоограничений, куда больших, чем предписывает закон, — утверждает в разговоре с RTVI редактор одной из продакшн-компаний, ответственный за отбор материала. — Под негласным запретом темы церкви, политики, межнациональных конфликтов — если вы подаете заявку, это просто не пройдет, можете даже не трудиться. Естественно, сюда давно входит тема ЛГБТ и все, что с этим связано». При этом собеседник RTVI не прокомментировал, планирует ли его компания какие-то изменения в своей работе в связи с вероятным полным запретом на пропаганду ЛГБТ и других форм «отрицания традиционных ценностей».
Законопроект, инициатором и соавтором которого стал депутат Алексанр Хинштейн, был внесен в четверг, 20 октября, в Госдуму. Ранее прошли большие парламентские слушания по законопроекту, одним из инициаторов которого стал Александр Хинштейн. Нижняя палата российского парламента готовится рассмотреть его в первом чтении на следующей неделе. RTVI уже писал о том, что предусматривает документ и как на перспективу его принятия отреагировали книгоиздатели.
Авторская самоцензура
Слова редактора продакшн-компании подтверждает сценарист Юлия Тупикина (фильм «Довлатов», сериал Amore More и др.), причем «тренд на скрепность», по ее словам, она замечает давно — с 2013 года. «Самоцензура сейчас работает не только на уровне редактора, отбирающего заявки — она работает на уровне автора: сценарист заранее предполагает, что пройдет, а что точно не пройдет, и сам не тратит свое время на заранее непроходные заявки», — пояснила она.
«Конечно, любая цензура — это печально, и ничего хорошего искусству она не принесет. Хорошо, что есть еще у нас театр, независимые драматургические фестивали. Но кино и телевидение — это заработок, и хотелось бы, чтобы он был», — говорит сценаристка.
«Искусство всегда исследует взаимоотношения людей, разные, в том числе редкие. И если мы будем говорить только о том, о чем уже много раз поговорили, то зритель почувствует странный разрыв: вот есть он, его реальная жизнь, реальные проблемы, а кино показывает какую-то совсем другую картинку. Как так? Примерно такое было в 30-е — в стране голод, а в кино „прилавки ломятся“».
Настороженность заказчиков и производителей контента возросла после скандала с сериалом «Пингвины моей мамы» (вышел на платформе Kion), в котором герой-стендапер произнес шутку про религию, напоминает Тупикина. «Многие платформы после этого стали просматривать уже готовый материал, шерстить уже написанные серии на предмет любой „крамолы“ — вымарывались куски текста, намеки, шутки», — говорит она.
Представитель интернет-платформы, с которым RTVI побеседовал на условиях анонимности, приводит другой пример, уже связанный с проблемой изображения «нетрадиционных» отношений — сериал «Захар открывает глаза». «Сериал сложной судьбы, который уже второй год готовится к выход, — рассказал собеседник RTV., — Только, насколько я знаю, формально претензии к нему высказывались не по поводу ЛГБТ».
Сериал Amore More по сценарию Тупикиной также посвящен «редким» отношениям между людьми, а именно полиамории — образу жизни, в котором у человека может быть не один, а несколько партнеров. Сценаристка отказалась рассказать о том, возникали ли какие-то сложности в работе со сценарием, сославшись на соглашение о конфиденциальности. Никаких юридических претензий сериалу высказано не было.
«Взрослым людям не надо указывать, что им смотреть»
Вслед за представителями книжной отрасли, производители и заказчики кино и сериалов отмечают, что закон предельно размыт и дает поводы для широких толкований того, что является «пропагандой ЛГБТ+» или «нетрадиционных ценностей», а что нет. «Из поступившей информации непонятно вообще ничего», — рассуждает представитель интернет-платформы, — «например, если квир-персонаж злодей — это пропаганда?».
Заложенную в законопроекте неясность видят и юристы. «Формулировки как действующего закона [о запрете пропаганды ЛГБТ несовершеннолетним], так и предлагаемого законопроекта достаточно размыты, и позволяют квалифицировать в качестве правонарушения не только пропаганду, то есть навязывание определенных взглядов и моделей поведения, но и распространение информации в нейтральном контексте, — сказал RTVI адвокат, партнер адвокатской коллегии Pen and Paper Алексей Добрынин. — Именно поэтому для производителей контента есть риски произвольного применения закона, особенно если запрет станет всеобщим и будет распространяться не только на информацию, доступную несовершеннолетним».
По мнению представителя интернет платформы, уже действующие законодательные акты, предусматривающие возрастную маркировку контента, были вполне достаточной мерой, чтобы оградить несовершеннолетних от нежелательной информации.
Ограждать взрослых собеседник не видит необходимости. «Взрослым людям не надо указывать, что им смотреть, а что нет — если им противна эта тема, они будут избегать ее самостоятельно», — рассуждает он. Если же взрослые попустительствуют тому, что их дети смотрят не предназначенный для них контент, то ответственность должна лежать именно на них, а не на производителях или заказчиках контента, полагает эксперт.
«Нужны хорроры и антиутопии»
Сегодня со стороны зрителей спрос на актуальные истории есть, а «охранители» мешают появлению предложения, считает Тупикина: «Телевидение и кино вынуждено возвращаться в прошлое, причем, в советское или в американское 40-50-х годов, когда фильм „Касабланка“ ругали за то, что женщина там изображена недостаточно добродетельной. Итак, мы снова пуритане, мы снова шокированы историями про супружеские измены, про переодевания женщин в мужчин и наоборот (давайте, кстати, запретим „Гусарскую балладу“), и снова у нас Чайковский с Нуреевым — пара натуралов».
При этом сами платформы этот запрос не трансформируют в заказ для сценаристов, замечает Тупикина. К тому же, быстро меняющаяся общественно-политическая ситуация диктует и быструю смену запроса на тот или иной кинопродукт, уверена она. «Платформам нужно понимать не столько то, что зритель хочет увидеть сейчас, сколько то, что он хочет увидеть через полгода-год», — пояснила сценаристка. По ее наблюдению, «[сериальная и кино-] индустрия не может быть уверена в прогнозах — время слишком нестабильное, и когда говорят о ядерной войне, рассуждать о сериалах как-то легкомысленно». Что же касается нынешнего запроса на сюжеты, то он лежит не в плоскости отношений между людьми, полагает сценаристка. «Возможно, люди так напуганы, что им нужны хорроры и антиутопии, а не сложные истории про отношения», — замечает она.