Бахмут — город Донецкой области, который сейчас находится под контролем Украины, но его считает своей частью ДНР, где его называют Артемовск. С начала августа в его пригородах начались боевые действия, к октябрю бахмутское направление стало самой горячей точкой военного конфликта. Спецкор RTVI Алексей Сочнев разбирался, почему Бахмут так важен для России и Украины.
Бахмут (с 1924 по 2016 назывался Артемовск) расположен на реке Бахмут, в 89 километрах к северо-востоку от Донецка. ДНР считает его своей территорией, так как в ее законе о государственной границе говорится, что она проходит по административной границе Донецкой области. До начала боевых действий в Бахмуте проживали больше 70 тысяч человек, сейчас практически все они эвакуированы. Вокруг города оборонительные сооружения строились с 2015 года, фактически превратив его в крепость. После пяти месяцев боев в Бахмуте практически не осталось целых зданий, нет воды, газа и отопления.
После отступления из Северодонецка и Лисичанска украинские войска заняли заранее подготовленную линию обороны Северск-Соледар-Бахмут. Российские войска попытались атаковать следом и занять Северск, однако, неудачно организованная оборона в Харьковской области привела к отступлению из Изюма и Красного Лимана. Эти города были плацдармом для дальнейшего развития наступления российских войск на Славянск и Краматорск. В итоге об этом пришлось забыть и организовывать оборону в Луганской области, где ВСУ начала угрожать Кременной и Сватово.
После стабилизации фронта в ЛНР, ЧВК «Вагнера», а именно эта группа ведет боевые действия в окрестностях Бахмута, усилила штурмовые действия в близлежащих населенных пунктах, пытаясь повторить успех Северодонецкой операции — заставить ВСУ отступить из города.
Бахмут — транспортный узел с многочисленными автодорогами и железнодорожным сообщением. Из него легко можно добраться в Славянск, Северск, Лисичанск, Попасную, Светлогорск, Горловку и Константиновку. Это ключевой город в снабжении ВСУ. Если город будет занят, российская армия получит новый плацдарм для атаки на Константиновку, Краматорск, Славянск и выход к административной границе Донецкой области. В свою очередь украинская армия лишится удобных путей снабжения своей группировки на севере, не сможет контратаковать на Лисичанском направлении, вести плотный артиллерийский обстрел Горловки, к тому же просядет оборона Краматорска.
«Если Артемовск будет освобожден, то это очень серьезный удар по противнику. Будут нарушены пути, по которым подвозятся боеприпасы, подкрепления. Что создаст удобную ситуацию для освобождения населенных пунктов, в частности и Краматорска», — объяснял глава ДНР Денис Пушилин в эфире «Соловьев Live».
Однако корреспондент канадской телекомпании CBC Крис Браун отмечает, что Бахмут в отличие от Мариуполя, Лисичанска и Северодонецка не имеет стратегического значения, хотя именно здесь теперь идут самые напряженные и кровопролитные бои.
«Он [Бахмут] не расположен рядом с какими-либо большими водными путями, не имеет производственной базы и не осуществляет какой-либо другой крупной экономической деятельности. Это захолустье, которое не имеет реального значения. Он находится почти на полпути между стратегически важными городами Донецком и Луганском, но его захват отнюдь не станет решающим фактором», — пишет военный аналитик Стив Стразерс.
«Бахмут, пожирая массу войск и техники, стал настоящей воронкой, куда уходят силы и средства», — пишет издание New York Times, журналисты которого на протяжении часа наблюдали нескончаемый поток машин и боевой техники. На них с передовой вывозили раненых, а также пострадавших от обморожения и переохлаждения.
Украинский Генштаб продолжает посылать для обороны Бахмута новые подкрепления, причем не только с Херсонского направления, но и из-под Сватово, недавно мобилизованных и спецназ.
«Когда есть возможность, читаем, что про наших музыкантов пишут укры. Что мы еле взяли Курдюмовку, а их броня крепка и танки быстры. Пусть шутят. Только вот их солдатам не до шуток. Здесь на земле, они пытаются лихорадочно заткнуть дыры на фронте не только у Бахмута, но и у Соледара. Всем чем можно. Мы проредили в Опытном и Клещеевке подразделения 53 и 54 омбр, а севернее Бахмута — 30 омбр и 10 огшбр», — рассказал RTVI участник ЧВК «Вагнер».
С его слов, в Бахмут была переброшена 57-я мотопехотная бригада, со сватовского направления переброшена 71-я егерская бригада и с Краснолиманского — 81-я отдельная аэромобильная бригада, а также батальон 65-й мехбригады ВСУ, который до этого готовился к контратаке в Запорожье.
Бои идут тяжелые и называть какие-то сроки, по мнению бойца, рано. «Тут есть все: и окопы в круговую в полный рост, и блиндажи, и бетонированные огневые точки. Больше всего проблем от танков», — рассказал военный.
Руководитель ЧВК «Вагнера» Евгений Пригожин считает, что за боями в Бахмуте скрывается более сложная задача — вымотать украинскую армию. «Наша задача — это не сам Бахмут, а уничтожение украинской армии и снижение ее боевого потенциала, что крайне положительно сказывается и на других направлениях, поэтому эту операцию и окрестили „бахмутской мясорубкой“», — заявил глава ЧВК.
При этом бизнесмен отмечает высокий военный уровень ВСУ: «Под Бахмутом обстановка стабильно сложная, украинские войска оказывают достойное сопротивление и легенда о бегущих украинцах — всего лишь легенда. Украинцы — парни с такими же железными яйцами, как и мы. Я это ясно показал в фильме „Лучшие в аду“. И это неплохо. Мы, славяне, должны этим гордиться», — написал Пригожин.
Аналитик Вашингтонского института изучения войны Каролина Херд считает, что произойдет ровно наоборот и украинская армия «истончит русские ряды» и повторит то, что произошло в Северодонецке, где, «втянув русских в многомесячный бой, Украина начала новые, в конечном итоге успешные наступления на севере и юге».
Чрезвычайно тяжелой называют ситуацию под Бахмутом и украинские военные, так в одном из телеграм-каналов приводят прямую речь бойца теробороны из-под Бахмута, который пишет, что напор на бахмутском фронте сейчас такой, что в бою ломаются даже те, кто прошел битву за Ирпень.
«Смежники не могут нам помочь, но это тоже понятно, потому что их позиции также разбирают. Вертикаль нашего управления погибла в бою. Роты, ходившие в штурмы, чтобы отбить позиции, теперь заполнены отказниками. Это должно осуждаться, однако ни у кого в бате даже язык не повернется сказать что-то плохое, потому что они отказниками стали не до боев, а после них, когда у тебя нет связи, неизвестно где соседние позиции, а твои же грады отработали по тебе», — пишет боец.
Военнослужащий также отмечает проблемы с обучением украинских мобилизованных: «Мы бы могли показать лучший результат, если бы подготовка была лучше — значительную часть пехотного вооружения, с которым можно было бы воевать, мы получили уже на выезде на позиции и не смогли им овладеть в достаточной степени. Приколы про „мобиков“, которые все сдохнут, потому что их не готовят, не кажутся смешными». Некоторые бригады ВСУ обращаются прямо в СМИ, чтобы те помогли надавить на армейское начальство, чтобы на их участке прислали помощь.
Потери сторон за пять месяцев «мясорубки» в Бахмуте не называются. По оценке украинского полковника в отставке Сергея Грабского, Украина ежедневно теряет от 30 до 50 солдат.
Сейчас бои идут за населенный пункт Опытное, этот укрепрайон, как ожидают в ЧВК, может стать ключом к Бахмуту. Если ВСУ не сможет удержать Бахмут, украинской армии придется выстраивать новую линию обороны в Донбассе, что в зимних условиях — опасная и чрезвычайно сложная задача.