Украинский адвокат Светлана Новицкая, которая находится в СИЗО города Львова по подозрению в государственной измене, обратилась в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека и ОБСЕ. В своем заявлении адвокат рассказала, как СБУ фальсифицируют дела по госизмене ради конфискации имущества.

В своей жалобе (есть в распоряжении RTVI) Новицкая пишет, что украинские власти после Майдана «развязали в стране беспрецедентный маховик политических репрессий, сопоставимый с репрессиями в 1937 году в СССР». По ее словам, киевские власти начали возбуждать уголовные дела против неугодных журналистов, блогеров, общественников и пацифистов. «Эти уголовные процессы стали способом не только расправ с политическими оппонентами, но и способом завладения их имуществом», — пишет Новицкая.

В частности, отмечает она, людей преследуют по статьям о госизмене, а также об об оправдании или отрицании военной агрессии России против Украины в 2014 году. При этом, как подчеркивает в своей жалобе Новицкая, президент Украины Владимир Зеленский с 24 февраля 2022 года до сих пор так и не внес в Верховную Раду документ «об оглашении состояния войны», а лишь продлевает «военное положение», которое, по Конституции Украины, вводится в отдельных местах «в случае угрозы нападения» или «угрозы государственной независимости» страны. Это обстоятельство, по мнению Новицкой, делает преследование людей по статье об оправдании или отрицании агрессии России — неконституционным.

Новицкая в своей жалобе упоминает обвиняемого в госизмене журналиста Руслана Коцабу, который признан узником совести правозащитной организацией Amnesty International и был вынужден бежать из Украины. А также руководителя общественной организации «Украинское движение пацифистов» Юрия Шеляженко, который написал письмо Зеленскому «с требованием сделать все для прекращения войны». Его обвинили по статье об оправдании военной агрессии. Инну Иваночко, пишет Новицкая, которая возглавляла шествия «Бессмертного полка», отправили за решетку по статье о госизмене. «Одним из главных ее «преступлений» львовские правоохранители посчитали то, что она посмела подать судебный иск во Львовский окружной административный суд на решение Львовского городского совета о снесении «Монумента славы борцам антифашистской коалиции во Второй Мировой войне», — пишет Новицкая.

Архивное фото
Zuma / TASS

В жалобе она также перечисляет и другие дела, в которых власти Украины, как уверена адвокат, расправляются с неугодными: похищают людей, пытают «в подвалах СБУ по ул. С.Бандеры, дом 1, в г.Львове», и фальсифицируют уголовные дела.

Новицкая утверждает, что фигурантами многих дел по госизмене, коллаборации и отрицанию военной агрессии являются представители интеллигенции, которых преследуют за высказывания в соцсетях. Относительно Львова, утверждает Новицкая, многие из этих людей имеют квартиры в центре города, загородные дома и другое имущество. Все три статьи уголовного кодекса Украины предусматривают конфискацию имущества. И, как пишет женщина в своем обращении в ООН, следователи СБУ, прокуроры и судьи, по ее мнению, имеют в этих делах корыстную заинтересованность.

«Никто не проверяет, по каким ценам и кем скупается конфискованное имущество «государственных преступников». Так, по утверждению украинских журналистов-расследователей, из многомиллионного долларового состояния лидера оппозиционной парламентской партии «Оппозиционный блок за жизнь» Медведчука В.В. ничего не попало в бюджет Украины», — пишет Новицкая.

Судя по всему, речь здесь идет о расследовании ресурса Bihus.info, в котором рассказывалось, что после того, как СБУ объявила об аресте активов Виктора Медведчука, у них неоднократно менялись владельцы. И в какой-то момент бенефициаром этих активов стал Валерий Мищенко, который, вероятно, имеет связи с заместителем руководителя Офиса президента Олегом Татаровым. Под активами имеются в виду три компании — «Академ-Клуб», «Осокорки-7» и «Орест». Они имели долгосрочные договоры аренды на земельные участки общей площадью более 40 гектаров, а также участки на киевских Осокорках на берегу Днепра.

Впрочем, это далеко не все активы, связанные с Медведчуком, и арестованные в связи с возбужденным на него украинскими силовиками делом о госизмене. В апреле 2022 года Госбюро расследований Украины отчитывалось, что под арест попали 154 объекта движимого и недвижимого имущества Медведчука и его супруги Оксаны Марченко. Например, 26 автомобилей, 32 квартиры, 23 дома, 30 земельных участков, 17 парковочных мест и моторная яхта. Суд также арестовал доли в уставных капиталах в 25 фирмах. Иногда украинские СМИ со ссылкой на Госбюро сообщают о передаче тех или иных активов Медведчука в управление Национальному агентству по выявлению активов (АРМА) с последующей их реализаций. В частности, в декабре 2022 года АРМА сообщало, что планируют продать с молотка принадлежащую Медведчуку яхту Royal Romance за 200 млн долларов.

Виктор Медведчук в Киевском апелляционном суде перед рассмотрением апелляционной жалобы прокуратуры на решение Печерского районного суда о его домашнем аресте, в декабре 2021 года
Анна Марченко / ТАСС

Об аресте адвоката Светланы Новицкой стало известно в марте 2023 года. Ее арестовали по делу о госизмене, когда она приехала из Киева к своей подзащитной — Инне Иваночко, бывшему руководителю львовского отделения партии ОПЗЖ Виктора Медведчука. С тех пор адвокат находится в СИЗО. Следствие вменяет ей в вину то, что Новицкая с 2017 по 2022 год давала интервью российским СМИ, в которых она «называла Майдан государственным переворотом», войну в Донбассе — «гражданской», а некоторых украинских военных — «нацистами». Этим, считает следствие, Новицкая «оказывала помощь иностранному государству в проведении подрывной деятельности против Украины». Сама Светлана Новицкая обвинения полностью отрицает и считает это преследованием за ее профессиональную деятельность. Она является адвокатом с 20-летним стажем, членом Совета адвокатов города Киева. Находясь в СИЗО, смогла добиться разрешения продолжать представлять в суде своих подзащитных по видеосвязи. Новицкая просит Верховного комиссара ООН по правам человека повлиять на госорганы Украины, обязав их выпустить ее из-под стражи и дать оценку политическим преследованиям на Украине.