Химик Вил Мирзаянов, называющий себя одним из разработчиков нервно-паралитического вещества «Новичок», в эфире «Дождя» извинился перед Алексеем Навальным за участие в разработке яда, которым, предположительно, отравили политика. Другой химик, Леонид Ринк, в свою очередь заявил, что Мирзаянов никогда не входил в группу разработчиков «Новичка». Подробности истории в материале RTVI.

«Приношу свои глубокие извинения Навальному за то, что я участвовал в этом преступном бизнесе — разработке этого вещества, которым он отравился», — сказал Мирзаянов. Он уточнил, что после этого всю жизнь боролся с применением боевых ядов.

По словам ученого, в 1993 году он встречался с человеком, который пережил отравление «Новичком». Мирзанов отметил, что симптомы, описанные Навальным в инстаграме, и симптомы того человека очень похожи.

Как объяснил химик, проблемы с написанием слов, о которых, в частности, упоминал Навальный, связаны с тем, что из-за отравления этим ядом сигналы от головного мозга не доходят до функциональных органов.

«Он преодолел, выжил. Видимо, Навальному придется набраться терпения. Но в конечном счете он должен быть здоров», — полагает химик. По его оценке, на полное выздоровление оппозиционера может уйти около года.

Другой химик Леонид Ринк, который участвовал в создании «Новичка», заявил, что Мирзаянов никогда не участвовал в разработке этого вещества. «Он не имеет никакого отношения ни к биохимии, ни к чему. Обычный хроматографист. Он не в нашей группе, он занимался контролем стоков, то, что с предприятия выливается или в трубы улетает», — сказал Ринк агентству РИА Новости.

Химик предположил, что Мирзаянов извинился, поскольку «выполнял чей-то заказ». По мнению Ринка, его коллега не может судить о симптомах отравления «Новичком», поскольку совершенно не представляет биологическое действие яда.

Сам Ринк считает, что симптомы Навального не похожи на отравление «Новичком». «Я сто раз говорил, его симптомы никак не связаны с „Новичком“. Он бы не выжил, если бы это был „Новичок“», — сказал химик.

В советское время Ринк и Мирзаянов работали в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии. Там, по неподтвержденным данным, занимались разработкой химического оружия. С 1996 года Мирзаянов живет в США. В конце 2000-х он выпустил книгу, в которой рассказал о программе создания химического оружия в СССР и России. Именно она стала одним из источников информации о «Новичке».

Ринк работал в секретной лаборатории в городе Шиханы в Саратовской области, где, предположительно, разрабатывали «Новичок». После отравления Сергея и Юлии Скрипалей в марте 2018 года в Солсбери он также утверждал, что их симптомы не похожи на отравление нервно-паралитическим веществом.

«Новая газета» со ссылкой на свидетельские показания химика написала, что в 1994 году Ринк создал и за $1500 продал ампулу с ядом, которым отравили бизнесмена Ивана Кивелиди.

«Совсем недавно я не узнавал людей и не понимал, как разговаривать. Каждое утро ко мне приходил доктор и говорил: Алексей, я принес доску, давайте придумаем, какое на ней написать слово. Это приводило меня в отчаяние, потому что хоть я уже и понимал в целом, что хочет доктор, но не понимал, где брать слова», — так 19 сентября в инстаграме Навальный описывал процесс восстановления.

Политику стало плохо 20 августа на борту самолета, который экстренно посадили в Омске. Его привезли в реанимацию местной больницы. Соратники оппозиционера заявили об отравлении, омские врачи назвали причиной состояния Навального нарушение обмена веществ.

Спустя два дня политика перевезли в берлинскую больницу Charite. Там эксперты подтвердили его отравление. Военные токсикологи ФРГ, а также эксперты из Франции и Швеции независимо пришли к выводу, что при покушении использовалось вещество из группы «Новичок». Врачи Charite 14 сентября рассказали, что отключили Навального от ИВЛ, а также отметили позитивные изменения в его состоянии. На следующий день политик опубликовал первый пост в инстаграме после того, как пришел в себя.