В августе латвийские власти предприняли очередные шаги, которые обострили отношения с Россией и русскоязычными жителями республики. Гражданам России больше не будут продлевать вид на жительство и ограничат въезд, Минюст разрабатывает закон об ограничении использования русского языка на работе и в общественных местах, а под конец месяца в Риге снесли памятник советским солдатам, освобождавшим город от нацистов. RTVI поговорил с публицистом Владимиром Линдерманом, которого латвийские власти обвинили в «оправдании военных преступлений», о том, что происходит между Россией и Латвией, перспективах для русскоязычных граждан страны и российских журналистов, осевших в республике.

Владимир Линдерман — публицист и правозащитник, один из самых известных в Латвии общественников, отстаивающий права русских и русскоязычных жителей страны. Родился в Риге, «негражданин» Латвии. Организатор референдума 2011-2012 годов за присвоение русскому языку государственного статуса в Латвии. Неоднократно подвергался преследованиям по политическим мотивам. Был заместителем Эдуарда Лимонова в Национал-большевистской партии* (НБП).

В конце июня латвийские власти арестовали Линдермана. Он находится в заключении уже больше двух месяцев, его обвиняют по статье 74 Уголовного закона Латвии за «систематическое прославление и оправдание в интернет-среде преступлений против мира и военных преступлений вооруженных сил Российской Федерации на Украине».

Задержание было в стиле маски-шоу

Какой по счету раз вы оказались за решеткой?

Это мой третий заезд в Рижскую Центральную тюрьму. Первый состоялся в 2008 году, второй — в 2018-м.

Удалось ли понять или узнать, в чем вас подозревают?

Меня подозревают в оправдании военных преступлений, есть такая статья в латвийском уголовном законе. Понятно, что речь идет о действиях российских военных на Украине. Но мне не сообщают, какие конкретно военные преступления я оправдал и прославил.

Ну, вот представляете: человеку говорят: «Вы подозреваетесь в ограблении». «Кого или что я ограбил?, — интересуется человек. — Банк, магазин, квартиру?». «Не задавайте лишних вопросов, — отвечают ему. — Просто вы совершили ограбление и точка». Это абсурд. Кафка.

Но если Служба Госбезопасности назовет военным преступлением те или иные действия российских военных, придется давать ссылку на приговор суда, признавший эти действия военным преступлением. Но таких приговоров нет. Все расследования на самом старте. И никакими политическими декларациями и тоннами публикаций в СМИ судебный вердикт не заменишь.

Какой срок по этой статье? Какие условия содержания? Как ваше здоровье?

Максимальный срок по статье 74 п.1 — пять лет лишения свободы. Условия содержания по тюремным стандартам нормальные. Здоровье для человека, которому через два месяца исполнится 64 года, тоже в норме.

Сколько еще человек по этим обвинениям находятся за решеткой?

Дел по статье 74 п.1 возбуждено порядка двадцати. Сколько человек по этой статье именно в данный момент находятся за решеткой, не знаю. Как минимум двое — я и Руслан Панкратов, бывший депутат Рижской думы от «Согласия».

Латвийского блогера Кирилла Федорова выпустили под залог в €55 тысяч. Вашему защитнику не предлагали подобный вариант?

Владимир Линдерман

Мне отказали в освобождении под залог. Предложенная нами сумма была намного меньше.

Как проходило задержание? Что-то изъяли во время обыска?

Задержание было в стиле маски-шоу. Я прилег днем отдохнуть и заснул. Мне приснилось, что я на концерте тяжелого рока. Уже на грани сна и яви я понял, что это не концерт, а кто-то со всей дури молотит чем-то тяжелым в двери моей квартиры. Я увидел в глазок сотрудников СГБ [Служба госбезопасности], стал кричать, что я сейчас открою, что не нужно ломать дверь, но их это не остановило. Ворвались в квартиру, повалили на пол, хорошенько отпинали ногами по разным частям тела. Изъяли компьютер и телефон. Еще искали деньги («кремлевский транш»), но не нашли.

Какие прогнозы по поводу развития Вашего дела?

Еще бы лет пять назад я бы уверенно прогнозировал, что дело развалится в суде или даже не дойдет до суда. Но уровень антироссийской истерии достиг в Латвии небывалых высот. Даже вполне порядочный судья может испугаться, что в случае вынесения оправдательного приговора, его заклеймят «агентом Путина».

Выдворять «неграждан» некуда

Президент Латвии одобрил лишение гражданства за поддержку российских действий на Украине. Что вы по этому поводу думаете? Много ли в Латвии тех, кто поддерживает политику России на Украине?

У наиболее радикальных представителей власти (а Левитс к ним относится) есть большое желание лишить гражданства часть русских жителей Латвии и выдворить их из страны. Но они не знают, как это реализовать юридически. Фундаментальный принцип европейского права гласит, что нельзя лишать человека единственного гражданства.

Однако хочу напомнить, что президент Левитс когда-то входил в группу юристов, которые «скреативили» немыслимый ранее статус «негражданина Латвии». Что-нибудь изобретут и сейчас.

Молодой человек в Риге 9 мая развернул флаг России, после этого его арестовали. Сколько вообще активистов и журналистов подверглись преследованию в последние годы до военного конфликта и после, за условно пророссийские взгляды?

Интернета у меня тут нет, так что точных данных предоставить не могу. Наиболее резонансные дела: дело ИМХО клуба [портал IMHOCLUB.LV], еще одно отдельное дело шефа [главного редактора] ИМХО клуба Юрия Алексеева, по которому он был осужден на реальный срок. Два процесса Гапоненко [лидера общественного движения «Конгресс неграждан»]. В прокуратуре пока застряло дело 14 журналистов, сотрудничавших со «Спутник Сегодня». Я тоже вхожу в их число. «Шпионские дела», часть которых на мой взгляд, сфабрикована. Например, дело Олега Бурана, получившего 15 лет, дело бывшего главы МВД и депутата «Согласия» Яниса Адамсона тоже очень мутное.

Как вы думаете, помимо предложения лишать гражданства сторонников российских действий на Украине, могут ли принять меры к тем, кто захочет получить российское гражданство в упрощенном порядке — законопроект об этом планирует принять Госдума на осенней сессии. Как это решение скажется на негражданах?

Если гражданин Латвии принимает российское гражданство, он автоматически лишается латвийского. Сейчас речь идет о другом. О том, чтобы лишить видов на жительство граждан России, проживающих в Латвии. Таких насчитывается около 50 тысяч. Что касается людей со статусом «негражданин Латвии» (таких где-то 200 тысяч), то тут у власти возникает загвоздка. Потому что это не иностранцы, а скажем так, «граждане Латвии, пораженные в правах». У них нет другой страны, которая несет за них ответственность. Выдворить их — то есть, нас, я тоже «негражданин» — некуда.

Латвия, которая не участвует в военном конфликте, на помощь Украине тратит серьезную часть своего ВВП и, по этому показателю, занимает одно из первых мест. Как это сказывается на жизни в стране?

Думаю, добрая половина жителей Латвии этим недовольна. Но в условиях тотальной медийной диктатуры голос этой половины не слышен.

Между тем латвийский депутат Юрис Юраш и другие общественники воюют в Иностранном легионе Украины. Как на это реагируют власти? Будут ли в долгосрочной перспективе у этих людей проблемы в ЕС?

Юраш отправился на Украину, чтобы избежать серьезных проблем с правосудием в Латвии. Многие считают его влиятельным мафиози.

Сейчас, разумеется, никаких правовых проблем у добровольцев из Латвии, воюющих на стороне Украины, не будет. А насчет будущего можно только гадать.

В Латвии около 35 тысяч беженцев с Украины. Насколько ощущается напряжение между ними и остальным русскоязычным населением?

В сетях пикировка происходит. Было несколько уличных конфликтов. Были и случаи срывания украинских флагов, которых на улицах Латвии стало гораздо больше, чем латвийских.

Пропаганда изображает ситуацию так, словно большинство жителей Латвии с распростертыми объятиями встречают беженцев с Украины. На самом деле, картина не такая благостная. Очень много недовольных тем, что приехавшие с Украины получают больше льгот, чем местные жители.

Владимир Линдерман

Президент Латвии, в интервью RTVI рассказал, что меньшинство поддерживает действия России. Какое по вашему мнению, сейчас мировоззрение русских в Латвии: какие есть полюса во мнениях? Русскоязычные много лет выбирали Нила Ушакова мэром Риги, а что он сейчас? Поддерживает Украину? Много ли таких как он?

Ушаков, как и «Согласие» в целом, осуждают Россию и заняли проукраинскую позицию. Русское общество разделилось. Думаю, таких, кто полностью поддерживает официальную линию, так же ничтожно мало, как и раньше. Подросла доля «промежуточных»: Россию осуждают, но и антироссийскую истерию тоже осуждают. И по-прежнему большое число местных русских симпатизирует России. Это число больше, чем показывают опросы. Даже на условиях анонимности не каждый признается в симпатиях к России — можно ведь и в тюрьму угодить.

Есть ли сейчас у русскоязычных какие-то организации или молодые лидеры?

Сохранилась партия «Русский союз Латвии» (РСЛ). Ей удалось избежать запрета, хотя радикальные круги латышского общества очень этого добивались. Рейтинги показывают, что у РСЛ хорошие шансы пройти в Сейм на выборах в этом году.

Как с Вашей точки зрения выглядит спектр основных политических сил в стране?

Все правящие партии превратились по сути в одну партию, в рамках которой все соревнуются друг с другом, кто больше ненавидит Россию.

Про «Согласие» и РСЛ я уже упомянул. Есть несколько оппозиционных партий, которые стараются обойти «украинскую» тему, делать ставку на борьбу за традиционные ценности, укрепление семьи и тому подобное. Поскольку их возглавляют известные в Латвии люди — Шлесерс, Степаненко, Гобзенс — у них тоже есть желание пойти в Сейм.

Как, по вашему мнению, будет развиваться ситуация с цензурой в латвийских СМИ?

А ей дальше некуда развиваться. Будущее слилось с настоящим. В тюрьме я имею доступ к латвийским ТВ, радио, некоторым газетам. Наступило полнейшее единомыслие. Отклонение от официоза допускается только по третьестепенным вопросам.

Например, правительство призывает снести памятник советским воинам освободителям где-нибудь в провинции. Никто не спорит по существу. Но какой-нибудь «храбрый» журналист возмущается: «У местного самоуправления нет денег на демонтаж памятника. Пусть платит правительство!» Осталось только такое вот местечковое фрондерство.

Связи с Россией будут считаться преступлением

СГБ выпустила заявление, что российские журналисты, приехавшие в Латвию, представляют опасность. Что за этим может последовать?

От российских журналистов потребуют тотальной лояльности. Не тактической, а тотальной. Фигурально выражаясь, придется быть не только против Путина, но и против Пушкина. Кто не захочет, того будут выпихивать из страны.

В Сейме Латвии рассматривали инициативу о признании России «террористическим государством». Как это может сказаться на гражданах наших стран?

Сейм признал Россию «государством, поддерживающим терроризм». Дело идет к тому, что особые контакты с Россией, кроме тех, что санкционированы властью, будут трактоваться, как преступные.

Что вам известно о требованиях латвийских властей к россиянам подписывать документ с осуждением действий России на Украине? Это соответствует европейским / латвийским законам?

Мне известно только то, что такая практика существует. Разумеется, европейским правовым стандартам она противоречит. Зато соответствует общемировой тенденции отказа от этих самых стандартов.

Владимир Линдерман

Хотелось бы закончить вашим ответом на основной вопрос — какой ваш личный взгляд на политику России в Латвии за последние десятилетия? Латвия везде ищет заговор России, но была ли на самом деле какая-то политика по продвижению российского влияния в Латвии? Что в ней было правильным, а что было не так?

Находясь там, где я нахожусь, было бы неразумным подробно отвечать на этот вопрос. Если коротко, то скажу так: никакой последовательной стратегии у тех должностных лиц, которые занимались продвижением российского влияния в Латвии, не было. Что-то делалось реально, что-то имитировалось, но стратегии не было. Однако латвийский официоз заинтересован в том, чтобы картина выглядела иначе. Якобы Россия предпринимала и предпринимает просто гигантские усилия, чтобы погубить Латвию. Отчасти эта псевдореальность удовлетворяет и российских чиновников, поскольку маскирует их бездеятельность.

* запрещена в России