В России достаточно запасов сахара, чтобы не допустить дефицита этого продукта до нового урожая свеклы. Соответствующее заявление сделала вице-премьер Виктория Абрамченко в интервью Наиле Аскер-заде на телеканале «Россия 1». Одновременно она отметила рост цен на этот продукт.
Абрамченко отметила, что страна ежегодно производит около 6 млн тонн сахара, а потребляет – в районе 5,8 млн тонн. Однако в марте этого года возник ажиотажный спрос на данный продукт.
«Почему так произошло? Ну, наверное, люди, действительно, решили закупить сахар впрок, в случае, если его не будет. Так вот: сахара достаточно, на складах, заводах, его достаточно до нового урожая. Около 2 млн тонн сахара в стране есть. И его хватит до нового урожая. То есть до сентября», — заявила вице-премьер.
«Дополнительно мы приняли решение не вывозить сахар из страны», — добавила Абрамченко.
Повышение цен на этот продукт вице-премьер объяснила ростом издержек у заводов-производителей.
«Логистические затраты растут. Растут затраты на упаковку, а по некоторым видам упаковки затраты выросли в два-три раза. Соответственно, это отражается на стоимости товара», — пояснила Абрамченко.
Согласно данным Росстата, за неделю с 19 по 25 марта цены на сахар в среднем по стране увеличились на 6,5%, неделей ранее рост составлял 13,8%.
Вице-премьер добавила, что сейчас правительство наблюдает постепенное снижение спроса — Россия «практически приблизились к нормальному потреблению сахара в сутки».
Сахарный ажиотаж
После начала военной спецоперации на Украине и введения санкций в России увеличился спрос на базовые продукты питания. На этом фоне торговые сети по договоренности с регуляторами ввели ограничения на отпуск товаров в одни руки, а также ограничили наценку на социально значимую продукцию. Особое внимание привлек к себе ажиотаж вокруг сахара и гречки.
Абрамченко уже выступала с заявлениями, что этих продуктов в стране достаточно. Отдельное внимание им было уделено в ходе выступления вице-премьера на совещании с главой правительства Михаилом Мишустиным.
По словам Абрамченко, Россия не впервые сталкивается с ажиотажным спросом на сахар и гречневую крупу — через это страна уже проходила в самом начале пандемии, когда граждане скупали те же продукты, что и сейчас.
Как и в 2020 году, хочу сейчас успокоить наших граждан: мы полностью обеспечиваем себя и сахаром, и гречихой. Не нужно поддаваться панике и скупать эти товары, — заявила вице-премьер.
Как отметила Абрамченко, российские аграрии обеспечены отечественными семенами, а непосредственно под посадки сахарной свеклы и гречихи в этом году будут выделены дополнительные посевные площади.
«Новый урожай обеспечит наличие сахара и гречки на полках в магазинах, а российские кондитеры и хлебопеки получат необходимый объем сахара», — обещала она.
Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев добавлял, что урожай 2022 года должен «обеспечить не только Россию, но и наших партнеров по ЕАЭС».
Кто виноват?
На фоне ажиотажа прокуратура 15 марта объявила, что проведет проверку сообщений о росте цен на сахар в 26 регионах России, а через два дня ФАС сообщила, что проверит цепочку поставок в магазины. По данным службы, отсутствие этого товара на полках в некоторых регионах связано с ажиотажным спросом, который поддерживают недобросовестные организации.
24 марта воронежское УФАС возбудило антимонопольное дело в отношении «Пятерочки» и «Магнита» из-за того, что на складах торговых сетей были выявлены запасы сахара, которые не поставлялись в магазины. В случае установления вины в соответствии с КоАП РФ участникам сговора грозят оборотные штрафы.
29 марта ФАС возбудила дело против «Продимекса» — крупнейшего производителя сахара в России. Антимонопольщики утверждают, что выявили в деятельности компании признаки нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции — она запрещает производителям заключать между собой соглашения, которые ограничивают конкуренцию на рынке. Производителю грозит административный штраф, сам он заявил, что не считает себя ответственным за рост цен в сетевых магазинах, поскольку доля его поставок в федеральные торговые сети незначительна.