Имя хореографа Ильи Живого пропало из списка авторов спектаклей Мариинского театра, в создании которых он принимал участие. Об этом сообщил сам Живой на своей странице в Instagram*.
«Я не могу подобрать правильное слово, чтобы адекватно описать это решение: „воровство“? „лицемерие“? „глупость“?» — написал он.
С сайта Мариинки исчезла и страница, на которой ранее была размещена биография Живого, обратило внимание издание «Бумага». Сейчас при попытке открыть эту страницу отображается ошибка 404 («Страница не найдена»). Ее прежнее содержание можно посмотреть в сохраненной копии.
Хореограф рассказал, что работал с Мариинским театром в качестве постановщика в период с 2017 по 2021 годы и за это время поучаствовал в постановке двух опер и пяти балетов. Все они до сих пор входят в актуальный репертуар, их продолжают показывать.
Илья Живой — выпускник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. С 2008 года он работал в Мариинском театре танцовщиком, а потом, окончив магистратуру Академии по специальности «искусство хореографа», начал ставить балеты и оперы. В Мариинке он поставил балеты «Времена года», «Пульчинелла», «Игра в карты», «Под куполом», «A Flashback» и оперы «Снегурочка» и «Ночь перед Рождеством».
В феврале 2022 года, после начала военной операции российских войск на Украине, Илья Живой выступил против боевых действий, а в марте покинул страну. В последующие месяцы он работал в Испании, Швейцарии, Дании, Грузии и США, где был, по собственному признанию, «радушно принят».
«Пока пропаганда и медиа в России обсуждают „культуру отмены“ и иностранные компании, которые дискредитируют российский спорт, искусство и бизнес, их же представители в их собственной стране сами культивируют и побуждают к дискредитации сограждан, у которых есть хотя бы немного отличная точка зрения на то, что происходит сейчас в мире», — написал Живой.
Еще весной из описания спектакля «Р» театра «Сатирикон», который находится в подчинении у Минкульта, исчезло имя Михаила Дурненкова, переписавшего по заказу театра пьесу Николая Гоголя «Ревизор».
В октябре писатель Борис Акунин рассказал, что его имя убрали с афиш спектаклей, поставленных по его произведениям.
В пресс-службе российского Минкульта, комментируя эту новость, заявили, что деятели культуры, покинувшие Россию в «непростое время», «абсолютно логично» исчезают с афиш государственных учреждений, и «запрос» на такую реакцию «идет прежде всего от общества». При этом пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков утверждал, что в стране нет тренда на «стирание» неудобных для власти авторов, а «с конкретными случаями надо разбираться отдельно».
Как позднее выяснил RTVI, аналогичные случаи произошли и в других театрах. Так, имя постановщика Романа Феодори исчезло с афиши поставленной им оперы «Линда де Шамуни» в Большом театре, а хореограф Алексей Ратманский перестал фигурировать на афишах спектаклей «Золушка», «Анна Каренина» и «Конек-горбунок» в Мариинском театре. В МХТ имени Чехова, подведомственном Минкульту, из программки постановки «1914» исчезло имя режиссера Александра Молочникова, а Большой театр отменил поставленные им оперы.
*Социальная сеть Instagram принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской, а ее деятельность запрещена.