Несколько работающих в России еврейских организаций получили от российского министерства юстиции письма с предупреждениями о возможном принятии решений, которые поставят под угрозу их деятельность. Об этом со ссылкой на источники в этих организациях пишет The Jerusalem Post.
По данным издания, по содержанию эти письма аналогичны тому, которое было прислано Еврейскому агентству «Сохнут»: в нем говорилось, что эту автономную некоммерческую организацию могут признать иностранным агентом, а это, в свою очередь, приведет к ее закрытию.
Одна из организаций, как пишет газета, ответила, что в ее работе на территории России «не произошло никаких изменений». Однако The Jerusalem Post поясняет, что «эти организации, в основном поддерживаемые американскими или израильскими фондами, решили снизить свою активность и выполнять только необходимую или срочную работу».
Еврейские организации, не имеющие иностранного финансирования или иной поддержки, таких писем не получали и «могут действовать свободно», хотя многие из них «предпочитают оставаться в тени», пишет израильская газета.
По данным источников The Jerusalem Post, Еврейское агентство «Сохнут» в России находится под «очень пристальным наблюдением» уже на протяжении многих лет. Один из этих источников, около семи лет назад присутствовавший на конференции агентства по репатриации, вспомнил, что тогда «сотрудники ФСБ фактически сопровождали израильских участников конференции во время их полета в Израиль».
Ликвидация «Сохнут»
О том, что российские власти потребовали от Еврейского агентства «Сохнут» прекратить деятельность внутри страны, The Jerusalem Post писала еще в начале июля. Такое указание было получено организацией в письме из Минюста. Израильский МИД тогда заявил, что намерен приложить все усилия для решения этой проблемы.
21 июля пресс-служба Басманного суда Москвы сообщила, что 28 июля там будет рассматриваться иск московского управления министерства юстиции о ликвидации агентства «Сохнут» в России и его исключении из ЕГРЮЛ. Пресс-секретарь суда Екатерина Буравцова уточнила, что иск связан с нарушением организацией российского законодательства при осуществлении своей деятельности. The Jerusalem Post со ссылкой на источники в самом агентстве пишет, что им предъявлены претензии по поводу предполагаемого незаконного сбора информации о российских гражданах.
По данным Jerusalem Post, «Сохнут» пытается по максимуму перевести работу в онлайн-режим («дистанционное управление процессом репатриации») и «тайно запустило» план релокации своего московского офиса в Израиль. «Сотрудники Еврейского агентства, образно говоря, собирают вещи и оценивают свои задачи и деятельность», — написала газета со ссылкой на близкий к агентству источник.
Премьер-министр Израиля Яир Лапид пообещал направить в Россию делегацию для обсуждения возникшей ситуации и ее урегулирования. Судя по его словам, эта делегация может прибыть в Москву на текущей неделе, но сначала российская сторона должна дать на это разрешение. По словам главы правительства Израиля, руководство страны продолжит «действовать по дипломатическим каналам», чтобы предотвратить остановку «важной деятельности» агентства.
Израиль рассматривает вопрос с работой агентства «Сохнут» как дипломатический, а не юридический, подчеркнул Яир Лапид. Он предупредил, что закрытие российского представительства организации окажет серьезное негативное влияние на отношения между двумя странами.
Директор программ Московской хоральной синагоги Александр Каргин в интервью RTVI пояснил , что даже в случае закрытия «Сохнут» в России процесс репатриации не остановится, а к самому агентству накопилась масса претензий по поводу плохой организации работы.
«Мне звонил мой друг из Израиля, который совсем недавно репатриировался. И он мне говорил, что в «Сохнут» царит полный бардак, просто полнейший. И я вполне допускаю, что нарушения, о которых заявляет Минюст, реально были. Но подчеркиваю, что я не знаю, так это или нет», — заявил Каргин.
Он допустил, что давление на «Сохнут» в России — «политический сигнал, связанный с тем, что Израиль ведет несбалансированную политику в отношении украинского кейса и в отношении России».