Лидеры как минимум двух стран Евросоюза после начала военной операции на Украине продолжали «тайно» общаться с президентом России Владимиром Путиным, заявил президент Сербии Александр Вучич в интервью австралийскому блогеру Марио Науфалу. Одним из них, по его словам, был экс-канцлер Австрии Карл Нехаммер.

«Я не виделся с Путиным три года, а многие из них [европейские политики] говорили с ним тайно. И я знаю как минимум двух влиятельных лидеров, которые говорили с ним тайно, потому что у меня, конечно, все еще есть друзья в Кремле и в других странах», — сказал Вучич.

Он уточнил, что речь не идет о премьерах Венгрии и Словакии Викторе Орбане и Роберте Фицо.

«Это не Орбан и Фицо, это были многие другие, в том числе Нехаммер», — сообщил глава Сербии.

Нехаммер был канцлером Австрии с декабря 2021 по январь 2025 года. В 2022 году, после начала боевых действий на Украине, он был единственным крупным западным политиком, который приезжал в Россию, чтобы встретиться с Путиным. Впоследствии в Москве побывали только Орбан (в июле 2024 года) и Фицо (в декабре 2024 года). Орбан также встречался с Путиным в 2023 году в Пекине. Лидеры других стран ЕС, в том числе Франции, Германии, Италии, Финляндии, Норвегии, общались с российским президентом по телефону. У Вучича был единственный контакт с Путиным по телефону в октябре 2024 года.

Сам Вучич, по его словам, последний раз виделся с Путиным 25 ноября 2021 года в Сочи. С тех пор они снова встретятся впервые за три с половиной года в Москве 9 мая, на праздновании 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Как рассказал Вучич, после Сочи он стал публично предупреждать, что грядут «очень тяжелые времена, включая военные», но ему не верили и обвиняли в том, что он «слишком драматизирует».

«Они думали, что Путин мне что-то сообщил, но он не сказал мне ничего. Именно потому, что он не сказал ничего, я понял, что произойдет. Потому что до этого мы всегда обсуждали ситуацию на Украине и на постсоветском пространстве. А тогда [в Сочи] он впервые не упомянул об этом. И когда я спросил — а у нас был долгий, трехчасовой разговор, — он говорил об этом лишь 45 секунд. И я понял, что он принял решение», — поделился воспоминаниями сербский президент.

Вучич также сказал в интервью, что «абсолютно не верит» в то, что Путин расширит военные действия за пределы Украины. «Это способ вселить страх в других и объединить их в лагерь против Путина», — полагает он.

На вопрос о том, было ли расширение НАТО главной причиной, подтолкнувшей Путина к началу военной операции, Вучич ответил, что «это немного упрощенный взгляд», но согласился, что это была одна из причин. Также он согласился, что одной из целей такого решения были «стратегические территориальные приобретения».

Политолог Юрий Светов в беседе с NEWS.ru предположил, что Вучич только пытается продемонстрировать свою осведомленность о якобы тайных переговорах Путина с западными коллегами.

По мнению эксперта, слова политика о том, что российский лидер провел некий телефонный разговор, не стоит воспринимать всерьез, поскольку реальные детали таких контактов известны лишь узкому кругу лиц.

Светов полагает, что президент Сербии просто использует ситуацию, чтобы повысить свой статус, что характерно для многих лидеров. Также он отметил, что среди европейских глав государств, с кем мог бы говорить президент России, нет явных кандидатов.